Президент Белоруссии отомстил владельцу «Уралкалия» Керимову за оскорбление
Сначала анекдот:
Звонит Медведев Путину:
– Лукашенко совсем обнаглел – российских олигархов в тюрьму сажает!
Что с ним делать будем?
– Что делать будем? Завидовать будем!
Генерального директора российской компании «Уралкалий», посетившего по приглашению премьер-министра Белоруссии Михаила Мясниковича Минск, арестовали сразу же после разговора с премьером, и предъявили обвинения в «злоупотреблении полномочиями и властью». По белорусским законам, если обвинения будут доказаны, Баумгартнеру грозит лишение свободы на срок от трех до десяти лет.
Поскольку Баумгартнер еще и председатель наблюдательного совета Белорусской калийной компании, то дела у него в Минске были и вне рамок визита к премьер-министру. Вот за эти-то дела его и повязали.
Мы уже писали о том, что российско-белорусский картель в области производства и продажи калийных удобрений прекратил свое существование, что обрушило мировой калийный рынок и нанесло серьезный ущерб экономическим интересам обеих стран. Причина этого, как говорится в моей статье «Белорусская колея «Уралкалия» – коррупционно-рейдерские действия российской стороны в лице хозяина «Уралкалия» Сулеймана Керимова, пытавшегося подкупить самого Президента Белоруссии, чтобы приобрести белорусскую компанию «Беларуськалий» за бесценок.
Белорусский КГБ – очень серьезная организация, от всевидящих глаз которой, вне всякого сомнения, не укрылись махинации не только Керимова, но и его подручных.
Возбуждены также уголовные дела в отношении члена наблюдательного совета БКК Олега Петрова, первого заместителя гендиректора БКК Константина Солодовникова, заместителя гендиректора по финансам Игоря Евстратова, начальника фрахтового отдела Дмитрия Самойлова. Они объявлены в розыск
Кроме того, пресс-секретарь Следственного комитета Белоруссии Павел Траулько в интервью агентству “Белта” сообщил о том, что «комитет проводит проверку по возможной причастности основного акционера “Уралкалия” Сулеймана Керимова (владеет 21,75% компании) к противоправной деятельности, а также иных лиц компании».
Обвинения против топ-менеджеров «Уралкалия» сводится к тому, что они, сосредоточив в своих руках все нити управления сбытом калия, изолировали белорусскую сторону от любой важной информации.
“Для чего это делалось? Ответ простой: если ты единолично владеешь секретной коммерческой информацией, то можешь легко, а главное, безнаказанно выстраивать самые разнообразные жульнические финансовые схемы”, — сказал Траулько.
Так ведь это классический рейдерский механизм финансового мошенничества, с помощью которого можно не только заработать миллиарды долларов, но и уничтожить инсайдерскими действиями любую корпорацию. В России это было рабочей практикой в лихие 90-е годы, применяется в отдельных случаях и сейчас, хотя и значительно реже. Как правило, для проведения таких спецпроектов нужна очень высокая «крыша». У Керимова и Ко она есть. Если верить сообщениям прессы, то они совместными усилиями строят «империю для молодого человека». Который, после ареста Баумгартнера, сразу же «засветился», засуетился и, по молодости своей не понимая, что белорусы не стали бы «закрывать» фигуранта, не имея весовых козырей на руках, дал соответствующие указания вице-премьеру Игорю Шувалову. Ну, как всегда – «разобраться технологически и юридически».
Любой финансист скажет, что если в течение хотя бы месяца не отслеживать финансовые проводки любой достаточно крупной компании, то будь ты хоть сам Адам Смит, потеряешь адекватное представление о том, что, во-первых, происходит в самой компании, и во-вторых, что может произойти на профильном рынке.
«Мошенничать и зарабатывать в такой ситуации можно на всем», – сказал Траулько – «скрывать истинные размеры скидок и преференций для покупателей, занижать реальные цены, по которым сбывалась продукция, направлять финансовые потоки через подконтрольные фирмы, затягивать в своих интересах оплату за поставленный товар».
И у следствия, как сказал Траулько, уже есть факты незаконного обогащения фигурантов возбужденного дела.
Скандальный разрыв “Уралкалия” с БКК, по словам Траулько, была задуман еще в 2011 году:
“Факты, имеющиеся в нашем распоряжении, со всей очевидностью свидетельствуют: в этом деле не было никаких эмоций или ошибок; был холодный, прагматичный расчет. Почувствовав, что белорусская сторона не позволит уводить в тень финансовые потоки и потребует отчета, виновные топ-менеджеры начали разрабатывать довольно хитроумный план”.
Суть этого плана сводилась к тому, чтобы максимально затягивать переговоры, создавая видимость доброй воли для продолжения сотрудничества.
“Одновременно с этим втайне готовить неожиданный разрыв “Уралкалия” и БКК. При этом всех собак должны были бы повесить на белорусов, которые якобы не выполняют свои обязательства”.
Белорусский эксперт Стас Ивашкевич анализирует политическую подоплеку конфликта. Он считает, что
«Во время президентства Дмитрия Медведева, бизнесмены из его окружения использовали администрацию президента для агрессивной экспансии, в том числе – за счет интересов Игоря Сечина, курировавшего ТЭК при премьер-министре Владимире Путине, а ныне возглавившего госкорпорацию «Роснефть». После обратной рокировки во власти процессы приняли противоположное направление – при явной поддержке нынешнего президента России. Возможно, Путин стремится таким образом возобновить баланс бизнес-интересов в своем окружении. Но реванш Сечина приобретает настолько ассиметричный масштаб, что создается впечатление о намерении Путина примерно наказать Медведева и подшефных ему олигархов за слишком вольное использование нынешним премьером своих временных президентских полномочий».
(«Белорусские новости»)
Кто бы ни стоял во главе государства российского, он будет стремиться к расширению его экономических границ. Специфика нынешней ситуации в том, что каждый вновь избранный Президент желает проводить эту экспансию своим собственным инструментом. То есть – силами своей собственной финансовой империи. Здесь и кроется корень зла, причина столь замысловатых сюжетов во «взаимовыгодных» отношениях внутри союзного государства.
Цель российской стороны, кто бы ее ни представлял, Керимов или Сечин – покупка «Беларуськалия» по возможно более низкой цене. Лукашенко это понимает, но всячески тормозит и отодвигает неизбежную продажу жемчужины местной экономики.
Во время своего визита в Белоруссию в прошлом году, тогдашний Президент России Дмитрий Медведев сурово напомнил Лукашенко, что пора, мол, определиться в этом вопросе. Молодости, как известно, свойственна горячность, что не всегда помогает в бизнесе. И многоопытный белорусский Батька сумел отодвинуть неизбежную продажу «Беларуськалия» до возврата Путина в президентское кресло.
Путин-то вернулся, а вот калийная отрасль пока еще в руках вассалов «молодого человека», которые решили малость заработать, пока их не сняли с калийного бизнеса.
По оценкам Следственного комитета Белоруссии, эта «малость» составила примерно 100 миллионов долларов.
Что же будет происходить дальше? А дальше у «Уралкалия» появится новый хозяин, которого с распростертыми объятиями встретят в городе-герое Минске.
Вспомним, что первым владельцем «Уралкалия» был олигарх Рыболовлев.
В 2010 году ему, вначале по-хорошему, предложили продать свой бизнес. Рыболовлев некоторое время артачился, до тех пор, пока государство не узрело серьезные огрехи в его хозяйственной деятельности, грозившие штрафом в несколько десятков миллиардов долларов. Тогда к Рыболовлеву пришло понимание государственных интересов, и он начал конструктивные переговоры о продаже «Уралкалия» с Владимиром Потаниным. Но тут как чертик из шкатулки выскочил профессиональный рейдер Керимов и вместо того, чтобы рассуждать о рыночных категориях, просто сунул Рыболовлеву изрядную сумму – налом. И стал владельцем стратегического предприятия «Уралкалий».
Поскольку Керимов ничего в нормальном бизнесе не понимает и не понимал никогда, он сразу же начал разрабатывать свои любимые рейдерские схемы. Ну и, само собой, попал под колпак белорусским чекистам.
После покупки «Уралкалия» Керимов, как пишет Стас Ивашкевич, «при поддержке администрации Медведева уже сам «закошмарил» и затем выкупил на заемные деньги «Сильвинит» – единственный профильный конкурент «Уралкалия» в России. С тех пор акции объединенного калийного холдинга выросли более, чем вдвое, и рейдеры соответственно получили более 10 миллиардов долларов чистой прибыли».
«Керимов покупает активы исключительно для спекуляции и никогда не держит их долго…Он объявил о завершении реорганизации «Уралкалия» и интеграции его структур с «Сильвинитом». Главная интрига теперь – кому будет перепродана объединенная компания и, что немаловажно, – по какой цене.
В этой ситуации команда премьер-министра Медведева, понятно, заинтересована в том, чтобы акции «Уралкалия» как можно больше выросли в цене. А окружение Сечина, которому покровительствует новоизбранный президент, – наоборот, чтобы стоимость холдинга была как можно ниже. Соответственно, Медведев хочет, чтобы «Беларуськалий» был присоединен к «Уралкалию» как можно быстрее, чтобы тот стал фактическим монополистом на мировом рынке. Путин же предпочел бы, чтобы сделка Минска с Керимовым была сорвана – при условии, конечно, что «Беларуськалий» не достанется в результате китайцам или индусам. На этом и сыграл Александр Лукашенко».
(«Белорусские новости»)
Безусловно, в интересах российского государства переход «Уралкалия» в руки адекватных владельцев, с которыми Лукашенко сядет за стол переговоров. С Керимовым, оскорбившим его предложением взятки и пытавшимся нанесшим огромный экономический ущерб Белоруссии, никаких переговоров не будет.
И говорить с белорусским Батькой нужно просто, без «византийства» и никогда не пытаться его самого обмануть, а его менеджеров перекупить и склонить к воровству. Лукашенко такой человек, что в переговорах с ним простота намного лучше любого, сколь угодно изощренного воровства.
Российскому руководству лучше не тянуть с осознанием этой очевидной реальности. Пока «Беларуськалий» не купили индийцы или китайцы. С ними калийный картель тоже возможен. Но только на правах младшего партнера.
Альберт Станицын, экономист