Водителей массово лишили скидки на ОСАГО
В 2014 году Российский союз страховщиков зафиксировал рекордный — восьмикратный — рост жалоб граждан из-за утраченных скидок и, как следствие, подорожания полисов ОСАГО в результате неправильного применения коэффициента бонус-малус (КБМ). Страховые компании объясняют это особенностями внедрения в 2014 году единой страховой базы данных, но уверяют, что “ситуация уже стабилизировалась”. Правозащитники и депутаты Госдумы с этим не согласны.
Из годового отчета Российского союза автостраховщиков (РСА) за 2014 год следует, что общее количество жалоб автовладельцев на действия страховых компаний выросло по сравнению с 2013 годом в 2,6 раза (всего их было подано в РСА 24,2 тыс.). Более половины из них (15 тыс.) составляют жалобы на применения коэффициента бонус-малус, позволяющего получить скидки за безаварийную езду при очередном заключении договора ОСАГО. Для сравнения: в 2013 году нареканий на расчет КБМ было в восемь раз меньше (1,8 тыс.).
Напомним, цена ОСАГО формируется путем умножения базовых расценок полиса на ряд коэффициентов, в том числе территориальный, возрастной и КБМ. По данным РСА, скидкой по КБМ пользуются более 35,5 млн водителей, при этом 17 млн граждан имеют право на применение понижающего коэффициента — менее 0,8, из них 2,5 млн автовладельцев — 0,6, 3,6 млн граждан — 0,5.
В РСА предположили, что рост жалоб связан с тем, что до 2013 года не существовало автоматизированной информационной системы АИС РСА, с помощью которой и определяется коэффициент бонус-малус. До запуска этой системы у страховщиков, по сути, не было возможности проверить историю ДТП, в которых побывал водитель (для этого нужно было запрашивать данные у других страховых компаний). “2014 год в целом выдался тяжелым: система ОСАГО была в глубочайшем кризисе, многие компании ушли с рынка, особенно в регионах, страховаться было негде, отсюда и возникали жалобы”,— пояснил “Ъ” замгендиректора “РЕСО-Гарантии” Игорь Иванов. Что касается КБМ, то после запуска АИС выяснилось, что “многие водители не знали, как рассчитывается этот коэффициент”. “Как следствие, они жаловались в РСА в связи с “внезапным” удорожанием полиса,— пояснил он “Ъ”.— Другая проблема заключается в том, что и компании переносили в АИС данные с ошибками или не полностью, в результате КБМ у многих граждан обнулился. При желании можно запросить архивные данные у страховых компаний и восстановить коэффициент”. На данный момент, по оценкам господина Иванова, поток жалоб уменьшился и ситуация с КБМ нормализовалась.
Зампред фракции ЛДПР в Госдуме Ярослав Нилов (занимается в парламенте темой защиты прав автовладельцев) возражает, что “проблема не ушла и стоит остро”. Он напомнил, что в конце мая Центробанк приостановил лицензию одного из крупнейших участников рынка — “Росгосстраха” в части ОСАГО (“Ъ” сообщал об этом 27 мая): одной из причин регулятор указал как раз нарушения при применении КБМ. “Причина — банальное разгильдяйство: кто-то неправильно ввел данные в базу, а ответственности за это нет,— говорит господин Нилов.— Понятно, что страховщики будут выгораживать систему, которую им выгодно применять, и говорить, что все нормализовалось”.
По словам главы компании “Главстрахконтроль” (отстаивает права автовладельцев в судах) Николая Тюрникова, коэффициент КБМ для многих страховых “стал уже давно предметом торга”: некоторые страховые компании фактически на месте решают, какой коэффициент присвоить водителю, независимо от данных в базе. В свою очередь, партнер компании “Мосавтоюрист” Алексей Ащаулов рассказал “Ъ” о нескольких случаях, когда автовладельцу начисляли “повышенный” аварийный коэффициент после того, как суд обязывал страховщика выплатить дополнительную компенсацию ущерба. “Иногда КБМ не применяется без объяснения причин, страховщики просто ссылаются на данные из базы данных”,— рассказал “Ъ” господин Ащаулов.