События, которые происходят в Армении, уже вовсю называют майданом по аналогии с киевским государственным переворотом.
Майдан – одна из форм цветной революции, то есть, попытки захвата и удержания власти насильственным путем через отработанную технологию молодежного протеста.
Говорить о том, является происходящее цветной революцией или нет, можно при наступлении достаточно четко проявляющихся условий – необходимого и достаточного.
Необходимым условием цветной революции является существование политической нестабильности в стране и кризиса действующей власти. (Необходимое условие, как известно, это то, без которого явление невозможно.) Судя по происходящему в Армении, оно реально существует.
Достаточное условие для запуска цветной революции – это наличие сетевого и организованного “под проект” молодежного протестного движения. На Украине таким движением стал специально созданный под Майдан “Правый сектор”. В других странах, в которых происходили цветные революции, также создавались подобные движения, которые после революции либо исчезали, либо быстро проходили трансформацию.
(Достаточное условие – это то, при наступлении которого явление возможно.)
Вот как раз с этим существует определенная неясность. Прошло несколько суток с начала протестов, и пока такого ударного отряда не видно. Будь он организован – он обязан будет проявиться и заявить о себе, как о лидере и движущей силе протеста. В противном случае протест останется неорганизованным, бесструктурным и неизбежно сойдет на нет в случае, если власть способна хоть на какие-то осмысленные действия. Если нет – тогда, конечно, протест будет нарастать, но назвать его именно цветной революцией будет невозможно, так как не будет выполняться основная цель ее проведения.
Поэтому не стоит спешить давать определения происходящему. На данный момент речь идет именно о социальном протесте, а появление политических лозунгов легко объясняется попытками оппозиции получить дивиденды с происходящего – но это вполне естественный ход событий. Было бы нелепо, если оппозиция проспит такую возможность.
Появление специально организованного движения станет переломным моментом, но пока его нет – говорить о проектности происходящего не приходится.
ПС. Внешний антураж, естественно, никак не может дать ответ на вопрос, что происходит. Все эти печеньки, палатки и баррикады из урн – все это интересно, но не более того. Есть нестабильность и есть организованный ударный отряд – есть повод говорить о ереванском майдане. Нет – значит, и майдана нет.
По информации: el-murid.livejournal.com