Государственные социальные предприятия получат поддержку
Правительство утвердило перечень услуг, предоставляемых организациями соцобслуживания граждан, для применения налоговой ставки 0% по налогу на прибыль. Разработавший перечень Минтруд надеется привлечь частные компании и инвестиции в сектор, который сегодня на 99% занят государством. Эксперты и частные представители сектора называют инициативу полезной — но не видят, чем она поможет отрасли в России, хотя в мире социальное предпринимательство — одна из наиболее быстро растущих отраслей.
Негосударственные организации, работающие в сфере соцобслуживания населения, теперь смогут воспользоваться нулевой ставкой налога на прибыль — перечень услуг, на которые будет распространяться эта норма, был разработан Минтрудом и утвержден постановлением правительства.
Компании, которые будут претендовать на обнуление ставки налога, должны состоять в реестре поставщиков соцуслуг и не проводить операций с векселями и финансовыми инструментами (о развитии финансовых инструментов государства для рынка, в отличие от большинства развитых стран, речи не идет — см. справку). Поступления от деятельности по предоставлению социальных услуг должны составлять не менее 90% дохода таких компаний, а в их штате должно быть не менее 15 работников, 30% которых получили образование по специальности “социальная работа”. Налоговые льготы могут распространяться и на компании, занимающиеся строительством социальных объектов,— если они соответствуют указанным критериям.
“Все эти факторы, в моем понимании, должны серьезно привлечь инвестиции в сектор”,— говорит министр труда Максим Топилин. Потенциал развития частного рынка социальных услуг в описании министра огромен: “Аудитория колоссальная — ежегодно соцуслуги в стационарных, полустационарных условиях и на дому получают около 19 млн человек — в основном пожилые люди и инвалиды. Демографические прогнозы свидетельствуют, что в дальнейшем численность пожилого населения будет расти”.
Власти, однако, представляют себе сектор лишь частично, и ожидаемого эффекта как чиновники, так и негосударственные представители отрасли, вероятнее всего, не получат. По оценкам Минтруда, 99% рынка социального обслуживания в РФ занято госучреждениями — из 7 тыс. организаций негосударственных чуть более 1%. “Идея полезна, но это действие вслепую”,— говорит директор Центра социального предпринимательства Высшей школы экономики Александра Московская. Поддержка дает преимущества тем, кто есть на рынке,— но как инструмент привлечения новых компаний может не сработать: издержки на вхождение в рынок выше, для этого нужна система льготного кредитования и заинтересованные инвесторы, считает она. При этом обнуление налога на прибыль, как и до этого обсуждение социального предпринимательства в контексте малого бизнеса, не затрагивает НКО, которые тоже оказывают соцуслуги. “К сожалению, в России их рыночная активность остается без внимания, их не рассматривают в качестве социальных предпринимателей, а в развитом мире основную долю социальных услуг оказывают именно они”,— говорит госпожа Московская.
Сегодня социальное предпринимательство является одной из наиболее быстрорастущих новых отраслей в мире (10-15% рынка услуг в социальной сфере ЕС). Глобальный объем рынка социально ответственных инвестиций под управлением специализированных фондов (impact investment) в 2013 году, по оценке Всемирного экономического форума, составлял лишь $40 млрд (объем традиционных вложений — $45 трлн), но уже в 2014 году специальная рабочая группа G8 оценила рост этого рынка на 20%. Через пять лет он достигнет объема $500 млрд, прогнозирует отраслевая ассоциация инвестфондов Global Impact Investing Network. В РФ же доля частного бизнеса на этом рынке почти незаметна, считает директор социальных программ Агентства стратегических инициатив Владимир Яблонский.
В России благодаря частным инициативам социальное предпринимательство быстро растет, но ни особого правового статуса (как в станах ЕС и США), ни инфраструктуры для него пока нет. Негосударственные представители отрасли подтверждают опасения экспертов, что они не будут соответствовать критериям Минтруда. “Даже во многих крупных, уважаемых фондах часто занято меньше 15 человек, а специальность “социальная работа” — вообще редкий зверь, в нашей стране это не самое популярное направление образования. Идея хорошая, но интересно, скольким живым компаниям это поможет”,— говорит лидер социального образовательного проекта “Образ жизни” Диана Колесникова.
Гособлигации для социального бизнеса
С целью стимулировать развитие частных социальных услуг государства изобретают новые финансовые инструменты, позволяющие в разы увеличить экономическую эффективность и отдачу государственных социальных программ, привлекая к их исполнению частных предпринимателей и симулируя инновации. Использование социальных облигаций (social impact bonds, SIB) в Великобритании, например, позволяет сэкономить 750 тыс. фунтов будущих расходов правительства на содержание ребенка в детдоме, тогда как соответствующие расходы социального предпринимателя составляют порядка 54 тыс. фунтов. SIB не являются облигациями в чистом виде. Скорее это контракт между государством, инвестором и социальным предпринимателем, где последний обязуется предоставить государству социальные услуги (например, увеличить число усыновляемых детей из интерната или адаптированных заключенных) и, в зависимости от успешности мероприятия, получает по обязательствам от государства повышенную доходность.