А на самом деле их ставят в «рамочки»
Комитет по политическим технологиям Российской ассоциации по связям с общественностью разработает профессиональный стандарт политтехнолога. Это облегчит поиск специалистов для проведения кампаний, уверен глава комитета, президент “Минченко консалтинг” Евгений Минченко. Разработка профстандарта не должна поставить крест на саморегуляции рынка, говорят его участники.
Созданный при Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) комитет по политтехнологиям (“Ъ” сообщал об этом 17 июня) во главе с Евгением Минченко намерен разработать систему добровольной сертификации политтехнологов. Но этому должно предшествовать появление соответствующего профессионального стандарта. Член комитета РАСО Вячеслав Смирнов считает, что сертификация — это “попытка выделить группу продвинутых политконсультантов из общей массы”, которой пригодится ориентация на профстандарты.
“На политтехнологическом рынке в РФ работает, по моей оценке, несколько тысяч человек,— заявил “Ъ” Евгений Минченко.— В прошлом году на шесть проектов только мы (“Минченко консалтинг”.— “Ъ”) нанимали 60 фрилансеров на единый день голосования, при этом просмотрели несколько сотен резюме”. Специалисты работали в основном на мелких выборах, “но у многих недостаточно квалификации”, говорит он. В профессиональном стандарте предполагается описать технологический инструментарий для политтехнолога по каждому из направлений работы: “Если человек говорит, что он “полевик'” у него должно быть понимание, что такое полевая кампания”. Господин Минченко уверяет, что работу над стандартом будет вести не “Минченко консалтинг”, а группа членов комитета РАСО.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев считает, что идея стандартизации “непопулярна в профессиональном сообществе”, особенно с учетом того, что “рынок сжался”. По его словам, “большие конторы не держат большие коллективы, а используют аутсорсинг”. Им стандартизация поможет “монополизировать рынок”, опасается он.
По словам господина Минченко, в комитет по политтехнологиям вошло около 70 человек — это самый крупный комитет в РАСО. В планах комитета — доклады по единому дню голосования 2015 года, новому политическому сезону в январе 2016 года и по оценке шансов основных игроков на выборах в Госдуму. Главный акцент в работе комитета, говорит Евгений Минченко, сделан на описании “лучших практик” проведения избирательных кампаний. На первом заседании комитета 30 июня эксперты обсуждали технологические особенности организации кампаний в США (на примере выборов губернатора штата Иллинойс) и выборов в парламент Великобритании. Предстоит обмен опытом (в том числе при содействии ИСЭПИ) с политконсультантами из других стран, в том числе из Латинской Америки. Предполагается и обсуждение новых, в том числе компьютерных, технологий для ведения выборов.
Какие требования предъявляют объединения политтехнологов к своим членам
Мировая практика
Крупнейшее профессиональное объединение специалистов по ведению политических кампаний США — Американская ассоциация политических консультантов была создана в 1969 году. Каждый вступающий в ассоциацию должен поставить подпись под Кодексом профессиональной этики и следовать его положениям. В частности, уважать клиентов, соблюдать конфиденциальность, не использовать ложную информацию против оппонентов, быть честными с прессой. В настоящее время в организации состоят 1,1 тыс. членов.
Ассоциация политических консультантов Бразилии образована в ноябре 1991 года и объединяет около 200 человек. Своими целями она поставила защиту от “авантюристов” на политическом рынке и предотвращение “деморализации рынка услуг политического консалтинга”. Для вступления кандидат предоставляет документы, удостоверяющие опыт и “качество оказываемых профессиональных услуг”.
В 2002 году создано Немецкое общество политического консалтинга. Оно ставит своими задачами обмен опытом и выработку качественных и этических стандартов. Членами являются около 150 специалистов и компаний. Организация разработала свой кодекс поведения, требующий, в частности, избегать действий, который могут нанести вред профессиональному сообществу и его репутации в глазах общественности.
Фото: uraldaily.ru
По информации: kommersant.ru