Украинская власть договаривается с радикалами
После противостояния в закарпатском городе Мукачево, всколыхнувшего всю Украину, власти в Киеве пытаются урегулировать конфликт с радикалами из “Правого сектора” (ПС). Пойдя на уступки ПС, правительство отстранило от исполнения обязанностей руководство Закарпатской таможни, а Генпрокуратура допросила бизнесмена и депутата Михаила Ланьо — главного фигуранта конфликта в Мукачево. Источники “Ъ” в администрации президента Украины говорят о достижении компромисса между властями и “Правым сектором”. Однако российские депутаты и эксперты, опрошенные “Ъ”, считают, что конфликт Киева с ПС будет только нарастать.
После боев в Мукачево (подробнее см. “Ъ” от 13 июля) власти Украины попытались взять ситуацию под контроль. “Разбор полетов” начался с отстранения от должности всего руководящего состава Закарпатской таможни. “Для обеспечения непрерывного функционирования таможни будет сформирована группа сотрудников из таможен других регионов”,— говорится в сообщении пресс-службы правительства. В свою очередь, Генпрокуратура отрапортовала о допросе бизнесмена и депутата Михаила Ланьо, которого запрещенный в РФ “Правый сектор” обвиняет в организации контрабандного бизнеса.
Наибольшую же решительность проявил президент Петр Порошенко, призвавший МВД и СБУ разоружить все незаконные вооруженные формирования. “Ни одна политическая сила не должна и не будет иметь никаких вооруженных ячеек. Ни одна политическая организация не имеет права обзаводиться банальными криминальными группировками”,— заявил он. При этом МВД Украины назвало организатором столкновений в Мукачево командира 1-го Закарпатского запасного батальона “Правого сектора” Романа Стойко. “Роман Стойко — ключевое лицо конфликта в Мукачево. Это он сам подтвердил на видео, снятом в полевых условиях”,— говорится в сообщении МВД.
Тем не менее источник “Ъ” в администрации президента Украины выразил удовлетворение тем, что за минувшие сутки сторонам удалось “снизить напряженность”. “Компромисс достигнут, и в рамках этого компромисса требования “Правого сектора” отчасти выполнены. Например, деятельность депутата Михаила Ланьо будет тщательно изучена. В свою очередь, Дмитрий Ярош обязался, что ПС не станет оголять фронт и останется в зоне АТО. Думаю, в итоге мы найдем достойный выход из положения: законность будет соблюдена, а все виновные ответят по заслугам”,— считает собеседник “Ъ”.
Депутат Верховной рады от Радикальной партии Игорь Попов не разделяет столь оптимистических оценок. “То, что мы наблюдаем,— это не политический компромисс, а банальные договорные отношения,— объяснил он “Ъ”.— Дело спускают на тормозах, потому что скандал невыгоден ни президенту, ни исполнительной власти. Что же касается обещания Яроша вернуть подразделения “Правого сектора” на линию фронта, в зону АТО, то не стоит путать тех, кто воюет, с теми, кто “сидит на таможне”, контролируя денежные потоки”.
Опрошенные “Ъ” российские депутаты и эксперты считают, что конфликт между руководством Украины и ПС будет только нарастать. “После революции на Майдане украинская власть сегодня подошла к некоему рубежу. От того, как разрешится конфликт с “Правым сектором”, будет зависеть будущее и президента Порошенко, и украинской государственности в целом. Вопрос в том, удастся ли избежать дезинтеграционного сценария”,— разъяснил “Ъ” доцент РГГУ Александр Гущин.
“Москва всегда говорила, что наличие на Украине большого числа людей с оружием, неподконтрольных властям, может иметь тяжелые последствия и для самой Украины, и для ее соседей, включая Россию,— заявил “Ъ” зампред комитета по международным делам Совета федерации Андрей Климов.— Нынешняя власть в Киеве крайне неустойчива, и ее действия часто выглядят как результат компромисса между конкурентами в бизнесе и в политике. Сейчас ситуация в Донбассе относительно стабильна. И на этом фоне выходят на поверхность те проблемы, которые раньше не были столь заметны”.
Отвечая на вопрос “Ъ”, какие последствия для Украины может иметь конфликт центральных властей и ПС, сенатор Климов выразил мнение, что в ближайшее время “нового Майдана не произойдет”, однако в будущем его едва ли удастся избежать. “В украинском государстве накапливаются проблемы, которые могут спровоцировать социальный взрыв, к которому Россия уж точно не будет иметь никакого отношения”,— говорит “Ъ” господин Климов.
В свою очередь, глава думского комитета по международным делам Алексей Пушков убежден, что компромисса между центральными властями и ПС достичь не удастся. “”Правый сектор” как организация радикального типа не интегрируема в украинскую власть. Руководство этой группировки может достичь каких-то договоренностей с Киевом о разделе сфер влияния, доходов, но эти договоренности не будут приняты рядовыми бойцами, которые считают, что власть предала революцию”,— разъяснил “Ъ” Алексей Пушков.
По мнению господина Пушкова, в этой ситуации любая украинская власть (президент Порошенко или тот, кто придет ему на смену) будет вынуждена идти только по одному пути — разоружения ПС, поскольку “внутри государства не может существовать не подчиняющаяся ему вооруженная сила”. “Сейчас “Правый сектор” может добиться тактической победы, но не думаю, что она станет стратегической. Стратегическая победа означала бы торжество махновщины и прекращение существования украинского государства,— заявил “Ъ” Алексей Пушков и добавил: — У президента Порошенко много вызовов — финансовый, социальный, региональный, связанный с недовольством его политикой на местах, вызов со стороны ЕС, который не спешит предоставить безвизовый режим, вызов со стороны ополчения. И вот появился еще один вызов — со стороны “Правого сектора”, то есть людей, которые вместе с ним делали революцию на Майдане. Но это закон любой революции: побеждает только одна сторона. Если президент Порошенко захочет сохранить свою власть, ему придется справиться с этим вызовом”.
Наиболее же жесткое заявление сделал вчера уполномоченный МИД России по вопросам прав человека, демократии и верховенства права Константин Долгов. По его мнению, события в Мукачево на западе Украины стали “следствием опоры Киева на неонацистов и крайних радикалов”. “Усилия киевских властей по их обузданию носят пока смехотворный характер”,— заявил господин Долгов в интервью “Русской службе новостей”.
Как “Правый сектор” конфликтовал с новыми властями Украины
19 марта 2014 года “Правый сектор” (ПС) отказался выполнять требование глав МВД и СБУ Арсена Авакова и Валентина Наливайченко о сдаче оружия.
25 марта того же года в Ровно спецназом МВД застрелен координатор ПС Александр Музычко (Сашко Билый). Лидер ПС Дмитрий Ярош потребовал отставки Арсена Авакова. 28 марта активисты ПС провели у Верховной рады первую акцию за отставку министра.
16 августа ПС потребовал от президента Петра Порошенко кадровой чистки в МВД и закрытия уголовных дел против своих бойцов. В случае отказа ПС грозил сняться с фронта и двинуться на Киев.
18 сентября Дмитрий Ярош раскритиковал как “антинациональный” закон об особом статусе ряда районов Донбасса и пригрозил Петру Порошенко повторением судьбы экс-президента Виктора Януковича.
6 января 2015 года члены ПС отказались перейти под контроль Минобороны.
13 февраля Дмитрий Ярош назвал минские соглашения о перемирии в Донбассе необязательными к исполнению.
28 апреля армейские подразделения окружили базу ПС в Днепропетровской области. 29 апреля активисты ПС провели акцию протеста у администрации президента в Киеве. В тот же день стало известно о предварительной договоренности по вхождению Добровольческого корпуса ПС в состав ВС Украины.
6 июня ПС провел во Львове марш против Петра Порошенко. Шествие приурочили “к году бездарного правления”.