Об инфраструктуре как национальной идее России
Что нужно всем людям, живущим в России? Мы, мягко говоря, очень разные. Во всех смыслах этого слова. Но есть кое-что, без чего ни один из нас жить не сможет. И это — так называемая инфраструктура современного общества.
Это и здравоохранение, и образование, и коммунальные службы, и электросети, и транспорт, и промышленное и сельхозпроизводство. Без этого современный россиянин попросту не может физически существовать. Включая жителей самых отдалённых аулов и стойбищ оленеводов. Если без каких-то конкретных элементов инфраструктуры они и обходятся, то большинство промышленных изделий, плоды этой инфраструктуры, они ничем не смогут заменить.
Тем более горожане — люди, зависимые от инфраструктуры до степени больных, подключённых к искусственной вентиляции лёгких. Это характерно для горожан любых мировоззрений, национальностей и материального достатка. И именно это, при всех различиях, нас и объединяет.
При этом инфраструктура — это не булки, самозарождающиеся на деревьях. Она была создана огромными усилиями многих поколений и нуждается в постоянных огромных усилиях для её поддержания. А без этих усилий мы попросту не сможем существовать.
А вот понимания этого нам явно недостаёт. Хоть властям, хоть рядовым гражданам. К инфраструктуре у нас относятся абсолютно потребительски, как к чему-то самовосстанавливающемуся, для сохранения которого не требуется никаких усилий. И что можно спокойно использовать безо всяких ограничений.
Это уже привело к крупнейшей аварии на Саяно-Шушенской ГЭС 17 августа 2009 года, бесчисленным авариям на транспорте в самых разных регионах страны. Совсем недавно, 4 августа 2015 года в Краснодаре из-за массового отключения электроэнергии жители города перекрывали проезжую часть. Несмотря на это, электроснабжение удалось восстановить только к утру 5 августа. По причине крайнего износа электросетей восстанавливать их после аварий всё трудней и трудней. Обслуживание их становится всё дороже и дороже.
Всё это напрямую связано с ухудшением работы систем здравоохранения и образования. Слабые и неподготовленные люди не могут на должном уровне поддерживать работу инфраструктуры и предотвращать техногенные катастрофы. Ослабление и деградация школьно-больничной сети ведёт к общему понижению привлекательности для людей этой территории, эмиграции наиболее социально состоятельных и активных граждан, упадку остальных сегментов инфраструктуры. Не менее важным в этом отношении фактором является состояние и возможности транспортной сети.
Считается, что проблема инфраструктуры — проблема политическая, проблема ответственности власти. И решать эти проблемы должна власть.
Однако уже понятно, что никакие перестановки во властных эшелонах этот комплекс важнейших проблем не решат. Уровень непонимания мира, в котором они живут, в целом зашкаливает у абсолютно всего населения. Потому, что потребительское отношение к инфраструктуре — удел, к сожалению, большинства.
В отношении защиты нашей комфортной искусственной среды необходимо вести не менее мощную и последовательную пропаганду, чем в защиту среды природной. И без той, и без другой наша жизнь невозможна.
Так же, как и экологи, должны появиться защитники инфраструктуры со своей идеологией и системой организации. Как государственной, так и неформальной. Нужно осмысливать и отстаивать необходимость не только конкретной школы, больницы, дороги или подстанции, завода. Но также необходимость всего комплекса инфраструктуры на данной территории, необходимость устойчивости его внешних связей. Такая работа позволит, к тому же, выстроить реальные дружественные связи между разными регионами страны.
Всё это — понимание и объединённые пониманием люди, есть в среде защитников природной среды. Что позволяет им нередко добиваться успеха. То же самое необходимо и для защиты инфраструктуры современного общества. Необходимо инфраструктурное мышление, инфраструктурная самоорганизация.
Широко известны такие её формы, как попечительские советы при различных образовательных и медицинских учреждениях. Хотя они нередко чисто формальные. Из формальных такие структуры необходимо постепенно превращать в реально действующие. Необходимы связи и взаимодействие между ними. А также — расширение сети таких советов на все элементы инфраструктуры.
Жители прилегающей территории тоже должны участвовать в жизни градообразующих и важных для местной экономики предприятий, которые не должны закрываться и перепрофилироваться без учёта интересов населения. И государство, и сами жители должны проявлять заметную активность в кризисных ситуациях.
Семeн Резниченко
Фото:www.sodrugestvo.ru
по информации: svpressa.ru