Взлету ракет мешают воровство, коррупция и измена
…Осень 1984 года. Вторая неделя командировки в Тюратам, известный также как Байконур. Бригада инженеров-испытателей куйбышевского завода «Прогресс», съеживаясь от пронизывающих технические здания на площадке №2 сквозняков, доводит до ума, то бишь до старта, свое новое «изделие». Сквозняки – оттого, что полгода назад, в апреле, рванул на старте «Союз – 10-1». С наземного командного пункта успели дать команду на катапультирование и два космонавта спаслись, приземлившись на парашютах.
Мы за них были рады, но было холодновато, так как технические здания сильно пострадали при взрыве и по ним гулял ветер. Однако работали нормально, согреваясь в нерабочее время, чем бог послал.
И вдруг!
– Товарищи! Чрезвычайное происшествие! В американском военном журнале опубликована фотография нашего старта. Снимок сделан, судя по ракурсу, с крыши МИКа (монтажно-испытательного корпуса).
Серьезные люди с холодными глазами поговорили с нашим начальством и порешили – обыск проведем своими силами. У кого найдут фотоаппарат – тот и шпион.
Не нашли. Фотоаппарат у нас не нашли. Нашли у одного лейтенанта –двухгодичника, который тут службу проходил. Он сознался и сообщника выдал – сержанта. Лейтенанта расстреляли (так нам сказали), а сержанта посадили.
И это было правильно, потому что измена Родине – последнее дело. Так считалось в то время.
В общем, и заработки были хорошие, и романтики сколько хошь, и суровая правда трудовых будней в кольце врагов щекотала нервы.
Но изделия наши летали очень хорошо. А падали в основном аналогичные «шарики» американцев.
Прошло не так уж много лет. Советский Союз самораспустился, но родной завод продолжал выпускать профильную продукцию, о чем свидетельствовали успешные старты очередных «изделий», серийных и инновационных. Мои товарищи, те, кто остался на предприятии, заметно приуныли, потому что и заработки подсели, и романтики освоения космических далей поубавилось. Стала господствовать романтика первоначального накопления капитала.
Вряд ли кто станет оспаривать, что российская космическая отрасль – в кризисе. Кризис этот системный, обусловленный потерей цивилизационных ориентиров элитами России. В последнее время кризис этот осознан и предпринимаются попытки поискать и даже найти свое уникальное место среди иных, в основном враждебных, цивилизаций.
Тем временем, хорошо идут коммерческие старты. Правда, мало понятно, куда деваются заработанные средства. Нормально проходят пилотируемые старты к международной космической станции. А все остальное слишком часто падает. Причем подозрительно много неудачных стартов, которые производятся в российских, особенно военных интересах.
А как вы хотели, господа романтики российского капитализма? Как только был отменен социализм, двери нашей космической отрасли были широко открыты перед бывшими потенциальными противниками, которые в одночасье стали старшими братьями и партнерами. Я лично был шокирован, когда на Байконур и на бывшие режимные предприятия потоком хлынули западные военные, разведчики и бизнесмены, очень быстро предложившие бывшим красным директорам взаимовыгодное сотрудничество.
…7 августа 2013 года ракета «Протон-М» не смогла вывести на орбиту два российских спутника связи – «Экспресс – МД2» и «Телеком-2». Разгонный блок «Бриз» опять проработал всего 7 секунд и аварийно выключился. На следующий день подал заявление об отставке гендиректор ГКНПЦ им. Хруничева Владимир Нестеров. Началось долгое и пока не представившее убедительных аргументов расследование причин аварии.
Год назад «Протон» также не смог вывести спутник «Экспресс-АМ4» и вновь из-за программной ошибки блока «Бриз».
Нужно сказать, что этот самый разгонный блок «Бриз» – единственное изделие хруничевцев, доведенное ими до серии. Остальные пока, что называется, в мечтах.
Хруничевский центр первым из российских предприятий вышел на международный космический рынок, в 1992 году создав совместное предприятие с американским аэрокосмическим монстром «Локхид Мартин».
С 1993 года по 2005 включительно было осуществлено 55 запусков «Протонов» в интересах иностранных заказчиков по средней цене запуска от 80 до 100 миллионов долларов. Общая прибыль оценивается не менее чем в 2 миллиарда долларов. В чьих карманах осели эти деньги – неизвестно.
В 2006 году СП проверила Счетная Палата и выяснила интересные вещи. Оказывается, с самого начала, предприятие контролировалось американцами, и в Совет директоров СП не входил ни один российский представитель. Причем Счетной палатой было установлено, что документы на организацию СП были оформлены российской стороной умышленно, чтобы такой порядок работы стал возможным. Интересно, что незадолго по проверки «Локхид» вышел из предприятия, а его акции были выкуплены неизвестными физическими лицами.
Налицо всем очевидная афера, причем в стратегически важной отрасли. И если в 1984 году подкупленный ЦРУ советский лейтенант из космических войск был строго наказан (расстрелом), то в данном случае подкупленных ЦРУ (ну а кем же еще?) руководителей ГКНПЦ им. Хруничева даже не пожурили.
Россия выкупила пресловутое СП у американцев, заплатив им несколько миллионов долларов.
Сейчас официально владельцами СП являются РКК «Энергия» и ГКНПЦ им. Хруничева, но расположено оно почему-то в Америке, и в нем нет ни одного российского сотрудника, а в совете директоров половина – американцы. Причем, те же самые, которым заплатили отступные миллионы. То есть распродажа секретов и воровство продолжаются?
Наша справка:
«В 1993 году ГКНПЦ, РКК “Энергия” и американская корпорация «Локхид» создали совместное предприятие “Локхид-Хруничев-Энергия” (ЛХЭ). Основной целью СП являлся маркетинг пусковых услуг РН “Протон”. В рамках данного предприятия ГКНПЦ обеспечивал изготовление ракеты-носителя, адаптацию полезной нагрузки к ней, разработку и изготовление обтекателя и предоставление пусковых услуг. Совместное предприятие «ЛХЭ» 7 июня 1995 г. было реорганизовано в СП International Launch Services Inc..
International Launch Services (ILS) имеет эксклюзивное право на маркетинг и коммерческую эксплуатацию российской ракеты–носителя тяжелого класса «Протон» и перспективного космического ракетного комплекса “Ангара”. Компания ILS зарегистрирована 1995 году в США, штаб–квартира расположена в г. Рестон, штат Вирджиния. Контрольный пакет акций в ILS принадлежит российскому Государственному космическому научно–производственному центру имени М.В.Хруничева (г. Москва), разработчику и изготовителю РН “Протон” и “Ангара”.
(http://www.khrunichev.ru)
Счетная палата выяснила, что подобные СП были открыты американцами буквально на всех космических предприятиях России – не только с ГКНПЦ им. Хруничева, но и с РКК «Энергия» и заводом «Прогресс».
За десять лет американцы выкачали все советские космические секреты и стали выходить из этих СП. Известный журналист Марат Хайруллин провел на эту тему расследование и установил:
«Больше всего США отставали от нас по стартовых технологиям и по носителям особенно в плане двигателей. И вот с 2006 года американцы стали реализовывать сразу пять проектов ракетных носителей во всех классах ракет… И в двух проектах… руководителями основных исследовательских работ выступают выходцы из России – бывшие инженеры нашей космической отрасли. В остальных проектах широко используются опыт и наработки советских конструкторов. Мы американцам стали попросту не нужны – они взяли все, что у нас было интересного».
В 2008 году работники ГКНПЦ им. Хруничева обратились к тогдашнему Президенту Медведеву с открытым письмом. Оно и по сей день доступно в интернете:
«Мы, работники ГКНПЦ им. М.В. Хруничева хотим узнать, когда придёт конец беспорядку, который творится у нас на предприятии. Руководство предприятия некомпетентно. Ключевыми менеджерами предприятия не озвучено ни одной программы, позволяющей исправить ситуацию или хотя бы стабилизировать её. Покупаются офисные и производственные атрибуты по цене в два, а то и в три раза выше рыночной стоимости, производится ремонт со сметой затрат, соизмеримой со строительством дворца. Для того чтобы отчитаться за потраченные деньги, создаётся показной цех, в котором даже установлен маленький водопад. Притом в других цехах текут крыши, заливая дорогостоящее оборудование. Приобретаются новые станки и используются не по назначению, либо простаивают по причине отсутствия режущего инструмента и запчастей. Ни один человек не понес ответственности за неразумное использование финансовых средств. Отдельного разговора заслуживают условия труда и заработная плата рабочих. Почему сокращение затрат на нашем предприятии всегда происходит за счет рабочих? Почему повышается объем работ, но не повышается тариф? Не регулярно индексируется зарплата, все доходы съедает инфляция. Молодые специалисты уходят с завода, а те, кто остается, вынуждены работать по 60 часов в неделю, чтобы обеспечить свои семьи. При этом, руководство не предпринимает никаких действий, чтобы простимулировать рабочих. Профсоюз не выполняет своих обязанностей по защите интересов рабочих. Профсоюз даже не пытается требовать от руководства выполнения условий коллективного договора, например по части заработной платы. Непорядок творится в столовой завода, цены явно завышены, а уровень обслуживания и продукции оставляют желать много лучшего. Уважаемый Президент! Мы знаем, как для России важен космос и поэтому просим Вас, внимательно отреагировать на данное письмо. Сложившаяся ситуация требует немедленного разрешения, иначе нынешнее руководство заведет предприятие в тупик».
(http://www.krasnoetv.ru/node/7752)
А вот комментарии:
Автор: Наблюдатель, добавлено: 16.12.2010 – 18:59.
В космической области дела хреновые. Директора уводят деньги на личные проекты, организуют фирмочки со своими сыновьями и пытаются заработать на коротких проектах (строительство жилых домов, например – проект на 1 год, строительство и продажа квартир ). В течение такого периода рабочим не платят и задерживают проплаты субподрядчикам. Большая работа для прокуроров, у которых тоже есть дети…
Автор: C., добавлено: 16.12.2010 – 23:05.
На “Шизофизике” тоже руководство некомпетентно, т.е. на ООО “Геофизика-Космос”. Растаскивает и проедает деньги. Мало того что ВСЯ начальственная вертикаль абсолютный ноль в технике, набранные по блату, родственнички пристроенные. Только на совещаниях щеки надувают и бабки огромные гребут под руководством члена “Единой России” Егупова.
(http://www.krasnoetv.ru/node/7752)
Самая многообещающая разработка Центра им. Хруничева – ракета «Ангара».
Контракт на ее производство с Минобороны был заключен еще в 1992 году. И с тех пор сроки сдачи суперракеты заказчику регулярно переносятся.
Центр им. Хруничева умудрился заключить с собственным СП «ЛХЭ» контракт на коммерческий запуск «Ангары» в 2003 году, взял аванс в 62 миллиона долларов, а когда старт не состоялся, выплатил неустойку.
Тем временем «Локхид Мартин» запустил свою ракету «Атлас-5» с российскими двигателями РД-180 НПО «Энергомаш» и с конструктивными решениями, украденными из наработок по «Ангаре».
Наша справка:
«Пуск тяжелой ракеты-носителя “Атлас-5” с американским спутником Национального агентства по геокосмической разведке осуществлен в США, ракета оснащена российским двигателем первой ступени РД-180, говорится в сообщении на сайте базы ВВС США Ванденберг (штат Калифорния).
В сообщении, как и следовало ожидать, не приводятся параметры орбиты, на какую должен быть выведен новый космический аппарат, и его тип. Неизвестно также время отделения спутника от ракеты-носителя.
Ракетные двигатели РД-180, используемые в составе первой ступени “Атласа-5”, произведены в России на НПО “Энергомаш” и уже не первый год поставляются в США. Двигатели сертифицированы для использования на американских ракетах-носителях семейства “Атлас” по заказу компании Lockheed Martin (с 2006 года совместного предприятия компаний Lockheed Martin и Boeing ULA). На настоящий момент изготовлено и поставлено в США 46 двигателей РД-18
В 2010 году, во время визита на предприятие Владимира Путина, Нестеров попросил у него дополнительных 7 миллиардов рублей, чтобы запустить «Ангару» в 2010 году. Получил целых 17 миллиардов – и на ракету и на техническое перевооружение, но ракета так и не полетела. Потом Нестеров попросил для «Ангары» построить отдельный старт на космодроме Плесецк.
О том, как были освоены деньги на техническое перевооружение Центра можно судить по открытому письму сотрудников, написанному в 2008 году ( см. выше).
Журналист – расследователь Марат Хайруллин пишет:
«Считавшийся самым высокотехнологичным российский спутник «Экспресс-АМ4», изготовленный в Центре, загублен… Развитие телекоммуникационной отрасли в отдаленных районах России остановлено на неизвестный срок. Хруничевская ракета «Рокот» загубила «Гео-ИК -2»(вновь из-за «Бриза»), созданный для того, чтобы вернуть Россию в область орбитальных геодезических исследований… Иногда складывается впечатление, что любой спутник, отвечающий за стратегические интересы России, обречен еще до старта. С ними еще по пути к месту старта начитает происходит всякая чертовщина – запуск отменяют, поезда врезаются, спутники непонятным образом повреждают при транспортировке в самолете, неправильно программируют и т.д. и т.п… В государственной программе развития космической отрасли до 2015 года было заложено шесть спутниковых программ. Все они провалены!»
Сам Хайруллин считает, что сложившаяся ситуация – следствие не только воровства и коррупции, но и прямых диверсий. Его мнение разделяется многими экспертами.
О коррупции в русском космосе говорят даже американцы. Эксперт Джеймс Оберг 18 сентября 1997 года был приглашен на слушания в Конгрессе по российско-американскому сотрудничеству в космосе. Вот выдержка из его выступления:
«Никакой разговор о нынешнем социальном контексте российской космической деятельности не будет полным без учета растущего числа свидетельств крупномасштабной коррупции и взяточничества в рамках российской космической отрасли. Это – то, с чем непосредственно столкнулись сотни сотрудников американской космической программы, работающие в России. Массовые поступления западных денег на счета российской космической программы не помогают этой программе выйти из состояния банкротства, а ее руководители в то же время строят себе кирпичные виллы по полмиллиона долларов каждая (в 1997 году такой коттедж считался очень дорогим – прим. автора). Эти руководители берут деньги из зарплат тысяч рабочих, которые не только получают маленькие зарплаты, но получают порой с задержкой в несколько месяцев».
Американские специалисты, работавшие в Звездном городке, обращали внимание руководителей НАСА на роскошные колледжи, но им было запрещено затрагивать эту тему. Руководству американских спецслужб было удобно иметь дело с коррумпированными менеджерами.
В ходе слушаний в Конгрессе по российско-американскому сотрудничеству в космосе, прошедшим на Капитолийском холме 7 октября 1998 года, было сказано:
«НАСА преувеличивает эффективность массовых денежных влияний в российскую космическую отрасль отчасти из-за сознательного “закрывания глаз” на бесчисленное количество фактов, свидетельствующих о коррупции [в этой отрасли]… С нашими российскими партнерами связано много такого, что НАСА не хочет или даже никогда не хотело видеть.
Например, НАСА сделало все возможное, чтобы свидетельства коррупции внутри российской космической отрасли не мешали бы руководителям [НАСА] принимать решения. Что касается тех печально известных вилл космонавтов в Звездном городке, то некоторые эксперты Белого дома просто не хотят их замечать, относя существование этих домов в разряд “предположений”. В НАСА же существовало жесткое правило “не видеть” и “не упоминать” [эти виллы].
Когда один сотрудник НАСА, будучи не в состоянии больше замалчивать данный беспредел, описал его в своем отчете о командировке, то ему было сказано переписать этот документ, убрав из него все упоминания этих вилл. Другие представители НАСА, работавшие в Звездном городке, говорили, что им было ясно сказано: любой интерес, который они проявят к этим домам, окажет серьезное “негативное влияние” на их карьеру. Подобная политика позволяет высшим американским чиновникам делать вид, что они “застигнуты врасплох” или “крайне удивлены” всякий раз, когда независимые эксперты кладут им на стол свидетельства подобного “увода” средств».
Интересно, что подобную политику «ничего не вижу, ничего не слышу, ничего не знаю, ничего никому не скажу» проводили даже некоторые американские СМИ, имевшие в Москве свои представительства. Так, после того, как… американский журналист Харрис провел свое расследование фактов коррупции в российской космической отрасли, ему, как он потом вспоминал, был оказан «холодный прием» в московском бюро телеканала АВС. Руководство бюро опасалось, что деятельность Харриса может «разозлить» российское правительство, на доброе отношение которого возлагались очень большие надежды.
Нужно ли говорить, что американцам на самом деле коррупция в российской космической отрасли выгодна. И «независимые» расследования на «Голосе Америки» просто маскируют очевидную заинтересованность заокеанских спецслужб и Пентагона в дальнейшей стагнации и развале наших космических предприятий.
Известный военный эксперт Игорь Коротченко прямо заявил, что в космической отрасли нужны не отставки, а отсидки.
Чтобы спасти русский космос или хотя бы остановить его упадок, необходимо провести комплексные расследования и в самой отрасли и в смежных отраслях силами ФСБ. Вычистить коррумпированных менеджеров и вычислить скрытых вредителей. Последние, скорее всего, состоят на жалованье совместных с американцами предприятий. И далее, по крайней мере, на среднесрочную перспективу установить строжайший контроль за каждым подписанным контрактом. Фактически нужно лишить космических директоров самостоятельности в части договорной деятельности. Лишить права финансовой подписи. Если за спиной каждого такого «манагера» будет стоять «комиссар с маузером», то ситуация быстро оздоровится. И конечно, надо решить, куда девать многочисленных директорских родственников, занимающих ключевые позиции. Лаврентий Павлович в данном случае нашел бы эффективные решения. Надо понимать, что никакие реорганизации без жесткого и беспощадного контроля не помогут. Воровать будут и в вертикально-интегрированных и горизонтально-дезинтегрированных корпорациях. Сможет ли Дмитрий Рогозин, журналист по профессии, справиться с проблемами космической отрасли, да и в целом ВПК? Многие в этом сомневаются. Однако вспомним, что сталинские наркомы Серго Орджоникидзе и Лаврентий Берия также не имели технического образования. Но с задачами, которые им поставили партия и правительство справились на «отлично».
Спросите, а где взять такую партию и такое правительство, да и таких наркомов? Но это тема совсем другого разговора.
Владимир Прохватилов,
Президент Фонда реальной политики (Realpolitik),
инженер-испытатель систем управления космических аппаратов.
На фото: Заместитель председателя правительства РФ Рогозин Дмитрий Олегович