Дальше будет еще хуже
Страшно сказать, но случаи гибели школьников прямо на школьных уроках физкультуры становятся привычной частью нашего образовательного ландшафта. Лишь за неполный месяц едва начавшегося учебного года стало известно сразу о двух таких случаях – в Белгороде и в Московской области. Самое же ужасное, что дальше ситуация лишь усугубится, предупреждает директор Института возрастной физиологии Марьяна Безруких.
24 сентября в Белгороде на уроке физкультуры во время сдачи норматива по бегу на 300 метров умерла, казалось бы, здоровая 12-летняя девочка.
Накануне, 23 сентября, в Московской области умер мальчик, которому также стало плохо во время занятий физкультурой.
1 июня в Подмосковье, в городе Электроугли, в спортивной школе после тренировки по дзюдо умер девятиклассник.
6 мая на уроке физкультуры в школе № 61 города Уфа во время забега на 500 метров потерял сознание и вскоре скончался Никита Романов.
В марте в якутском поселке Сунтар на уроке физкультуры умер ученик 1-го класса.
В апреле прошлого года стало плохо восьмилетнему мальчику из Сочи, после чего тот скончался. И этот скорбный список можно продолжать до бесконечности.
О том, почему это происходит, «МК» рассказала директор Института возрастной физиологии Марьяна Безруких:
– Прежде всего, школьные учителя физвоспитания не имеют объективных данных о состоянии здоровья детей, или, того хуже, имеют, но не учитывают при установлении индивидуальных физических нагрузок. Случается, что школьник по состоянию здоровья освобожден от физкультуры, и он сообщает об этом учителю. Но тот говорит что-то вроде: «Все вы тут освобождены», и дает ребенку неадекватную нагрузку, превышающую его физические возможности. Отсюда и трагедии.
Взять хотя бы мальчика из Московской области, погибшего 23 сентября. У него же был порок сердца! А с пороком его не имели права брать на обычный урок физкультуры: такой ребенок мог заниматься только в отдельной группе.
Вторая серьезнейшая проблема заключается в том, что по новому закону о медицинском обслуживании населения, и в том числе детей, школа не должна иметь данных о состоянии здоровья своих учащихся. Вся эта информация содержится только в поликлиниках и недоступна для учителей физкультуры — только если родители специально побеспокоятся и лично передадут им все сведения о проблемах здоровья своих детей.
Дополнительные сложности создает то, что в подростковом возрасте повышена вероятность не органических, а функциональных нарушений, в том числе связанных с так называемой «болезнью интенсивного роста». По этой причине сплошь и рядом бывает, что здоровый лишь несколько месяцев тому назад ребенок начинает испытывать недомогание, и чрезмерные нагрузки в таком состоянии могут стать для него губительными. Выявлять такие нарушения призвана диспансеризация. Но как ее проходят, мы, увы, знаем. Да и формальные осмотры бывают не регулярными.
Да что там, сама учеба в школе создает ребенку высочайшие эмоциональные, функциональные и интеллектуальные нагрузки, ввергающие детский или подростковый организм в состояние постоянного стресса и перегрузок. А учителя физкультуры это редко учитывают – особенно, если это не профессиональные педагоги, а бывшие спортсмены, прошедшие краткую дополнительную педагогическую переподготовку. Вообще, подготовленных должным образом учителей физвоспитания у нас, к сожалению, очень мало.
Ну и, наконец, нормативы ГТО. Хотелось бы знать, кто учредил эти жуткие нормы?! Все это – очень серьезная проблема. А запрет передачи в школу данных о состоянии здоровья детей создал новую, еще более серьезную ситуацию, которая будет лишь усугубляться.
Марина Лемуткина
Фото: chto-proishodit.ru
По информации: МК