Когда речь заходит о пенсиях вспоминаются бессмертные фразы киевского мэра Кличко
Либо о том, что «надо готовиться к земле», либо, что «смогут не только лишь все». Сегодня уже очевидно, что повышение пенсионного возраста будет, но многим повезет. Кто-то не доживет до повышения, кто-то — до пенсии.
Как сообщает интернет-газета “Новый взгляд”, все споры вокруг повышения пенсионного возраста давно уже приучили нас к мысли, что – повысят, и никуда мы от этого не денемся. К этому все идет. И международный опыт подталкивает: в развитых странах возраст выхода на пенсию давно перешагнул планку в 60 лет. В Японии вообще и мужчин, и женщин отпускают на «заслуженный отдых» в 70 лет. И российская общественность к этому стремится, увеличивая продолжительность собственной жизни даже опережающими планы «Единой России» темпами.
Кажется, еще не так давно средняя продолжительность жизни мужчин в нашей стране не превышала 57 лет. То есть и до нынешней пенсионной планки доживали не все. Но с 2011 года продолжительность жизни в России, вопреки экономическим и политическим кризисам, стала стремительно расти. То ли людям стало интересно увидеть, чем все это закончится, то ли потому что партия сказала «надо!».
15 октября 2011 года тогда еще президент России Дмитрий Медведев на встрече со своими сторонниками заявил, что средняя продолжительность жизни в России составляет 69 лет, что, по его мнению, превышает все советские показатели, а продолжительность жизни женщин составляет 74 года.
Ну, с воспоминаниями о жизни в СССР у наших лидеров по понятным причинам плохо. В СССР уже в 75-м году этот показатель составлял 70 лет, а накануне перестройки – в 1985страна входила в первую десятку стран мира с высокой продолжительностью жизни – в среднем 71,4 года. Это не как сейчас, когда для России достижением является подняться в списках Всемирной организации здравоохранения с 129 на 113 место, отставая от «нищей» Болгарии на 30 пунктов, а от разоренной кризисом Греции — почти на 100.
Тем не менее, тогда же «Единая Россия» в программном обращении заявила, что уже в 2013 году ожидаемая средняя продолжительность жизни в России превысит 70 лет. А к 2020 году вырастет до 71,8 года, в том числе у женщин — 77,3 года, у мужчин — 66,2 года.
И запланированное чудо не могло не случиться. В октябре 2014 года глава Минздрава Вероника Скворцова заявила, что продолжительность жизни в России увеличилась до 71,6 лет. При этом, по словам министра, «женщины перешли границу 77 лет, у них продолжительность жизни составила 77,2, у мужчин она ниже — 65,6».
Так что к повышению пенсионного возраста страна физически готова. Можно подумать, что мешают лишь коммунисты, традиционно сопротивляющиеся всему новому и либерально-капиталистическому, да привычная русская лень. Ну, кто не слышал о том, что русский человек работать не любит.
Правда, критикуя недавнюю инициативу КПРФ вынести столь животрепещущий вопрос на референдум, эксперты вдруг стали говорить, что и без референдума ясно, что народ будет против, и нечего на это зря тратить деньги.
Да народ, в общем-то, может и не против, понимая на какую пенсию ему предстоит влачить существования в оставшийся срок дожития. Вопрос собственно в другом. Как отметил председатель Комиссии по социальной политике, делам ветеранов и инвалидов Общественной палаты Еврейской автономной области Артем Акименко, «Во-первых, нужно понимать, растет ли уровень жизни россиян, и какой процент доживает сейчас до пенсии. Во-вторых, после повышения пенсионного возраста начнет расти безработица, и придется тратить дополнительные деньги на пособия по безработице».
Впрочем, пособие по безработице для государства даже выгоднее. В свое время еще Татьяна Голикова, будучи Министром здравоохранения и социального развития России запретила поднимать это пособие, поэтому оно в своем историческом максимуме не превышает пяти тысяч, т.е. в два раза ниже доступной россиянам пенсии, и почти в три той цифры, которую называют средней пенсии по стране.
Другой вопрос, что когда официально безработными по методологии Международной организации труда в России числятся 4,2 млн россиян, а с учетом скрытой безработицы – более 15 миллионов, то при росте этого показателя по данным Минтруда на 2% в неделю, государство получает огромное количество других проблем. Например, пропорциональный рост преступности, национально-конфессиональную напряженность и прочее.
Так что, очевидно, что вопрос пенсионного возраста – это не только проблема экономии средств Пенсионного фонда, но и множество других, которые надо решать параллельно. И как бы не ратовали либералы, вроде Кудрина за повышение, пойти на эту меру для правительства сможет лишь тогда, когда экономика страны начнет подавать хоть какие-то признаки роста и выздоровления.
Николай Викторов
Фото: nsn.fm