Российская сторона раскритиковала выводы голландских экспертов по катастрофе рейса MH17
Вчера замглавы Федерального агентства по воздушному транспорту (Росавиация) Олег Сторчевой жестко раскритиковал доклад Совета безопасности Нидерландов (СБН) о причинах катастрофы пассажирского Boeing 777 в небе над Донецкой областью. Он заявил, что уровень его нелогичности “просто зашкаливает”, а сами голландские эксперты занимались “подгоном доказательств под заранее выбранную версию”. В СБН вчера сообщили “Ъ”, что вступать в полемику с российскими чиновниками после публикации доклада не собираются.
Олег Сторчевой отвечал вчера на опубликованный СБН доклад о причинах крушения малайзийского лайнера, следовавшего 17 июля 2014 года рейсом MH17 из Амстердама в Куала-Лумпур. По версии голландских экспертов, самолет был уничтожен осколками боевой части 9Н314M ракеты “земля-воздух” зенитного ракетного комплекса (ЗРК) “Бук”, запущенной с территории Донецкой области (см. “Ъ” от 14 октября). По словам господина Сторчевого, в Москве с выводами из отчета СБН категорически не согласны: “Уровень нелогичности в отчете просто зашкаливает, складывается впечатление, что вместо последовательного анализа объективных данных комиссия занималась подгоном доказательств под заранее выбранную версию”. Он обратил внимание, что российские замечания к проекту документа не учтены, а голландские ответы на них не подкреплены “аргументами и фактами”.
Российские специалисты считают, что ракета из ЗРК “Бук” была выпущена из пункта Зарощенское, а не из Снежного (последней версии придерживаются в США и на Украине). В СБН же утверждают, что российские специалисты неверно вычислили траекторию подлета ракеты к Boeing 777. Другое замечание РФ касалось найденных осколков боевой части ракеты, которые не доказывали факт поражения лайнера ракетой “земля-воздух”; осколки вполне могли принадлежать ракете класса “воздух-воздух”. В СБН же заявили, что пуски ракет “воздух-воздух” в регионе, где произошла катастрофа Boeing, не фиксировались: а радиолокационные станции, работавшие во время катастрофы, не обнаружили ни одного военного борта. Напомним, что версия с украинским штурмовиком Су-25, якобы оказавшимся за минуту до трагедии вблизи Boeing 777, рассматривается Следственным комитетом РФ как “приоритетная”.
Раскритиковал господин Сторчевой и то, что голландские эксперты не стали определять тип металла, из которого были изготовлены поражающие элементы ракеты. Район же, из которого была выпущена ракета, голландцы, по его словам, рассчитали неверно, поскольку неправильно “интерпретировали условия встречи ракеты с самолетом”. Он также обвинил СБН, что они не учли результаты натурных экспериментов, которые 31 июля и 7 октября проводил разработчик “Бука” — концерн ПВО “Алмаз-Антей”. Напомним, что его специалисты не усмотрели на обшивке Boeing повреждений в форме бабочки, характерных для поражения объекта боевой частью ракеты 9М38М1. А найденные на месте катастрофы фрагменты ракеты от “Бука” голландская сторона и вовсе скрывала от российских экспертов до минувшего августа, добавил замглавы Росавиации. Он также заявил, что “российская сторона никогда не продвигала какую-либо конкретную версию катастрофы, чтобы не оказывать давления на комиссию по расследованию”, и посетовал, что РФ от участия в экспертизах и расследованиях отстранили. Господин Сторчевой настаивает, что расследование проведено с нарушениями стандартов Международной организации гражданской авиации (ICAO). Россия попросила организацию вмешаться в процесс, добавил замглавы Росавиации: “И мы сами продолжим разбираться в случившемся”.
В свою очередь, глава МИД РФ Сергей Лавров, выступая на правительственном часе в Госдуме, заявил, что итоговый доклад СБН вызвал у России множество вопросов, на которые нет ответа. По словам министра, Россия “буквально напрашивалась”, чтобы “Алмаз-Антей” был привлечен к расследованию, но “этого не произошло”. Сергей Лавров отметил, что по международным нормам требовалось привлечь к расследованию ICAO: “не на “приставном стуле”, как это произошло, а полноценно”. Министр напомнил, что в резолюции, которую в июле 2014 года принял Совбез ООН, было требование регулярно информировать совет о ходе расследования: “Этого тоже сделано не было”. “Мы также предлагали направить миссию Совбеза в район катастрофы, но от этого тоже западные партнеры отказались”,— резюмировал дипломат.
Из заключений, сделанных СБН, Россия поддержала лишь то, что часть вины за катастрофу возлагается на украинские власти, которые не закрыли воздушное пространство над востоком страны в качестве “превентивной меры”. Господин Сторчевой прямо заявил, что именно это и стало “основополагающей причиной авиакатастрофы”. Источник “Ъ” в администрации президента Украины заявил, что небо над зоной военных действий было закрыто на высоту до 7 тыс. м. По его словам, этого было достаточно для обеспечения безопасности гражданских судов, поскольку оружие, которое было в распоряжении формирований самопровозглашенной ДНР, было не способно поражать цели на такой высоте. “Нас не ставили в известность, что у них окажутся “Буки””,— добавил он.
Официальный представитель СБН заявил вчера “Ъ”, что Нидерланды полностью высказали свою позицию по катастрофе Boeing в опубликованном докладе и комментировать заявления российских чиновников не собираются.