Удастся ли Новожилову удержаться в новой команде РЖД?
«Эффективное» управление некогда подконтрольным РЖД «КИТ-Финансом» привело к поглощению этого банка группой «Абсолют». Примерно такая же история случилась с принадлежавшим монополии «ТрансКредитБанком». Подразделение принадлежащего структурам РЖД фонда «Благосостояние», занимавшееся работой с обязательными пенсионными взносами, было продано предпринимателю Борису Минцу.
Точка пересечения у всех этих «успешных» проектов, видимо, только одна – вице-президент РЖД по финансам Юрий Новожилов, чья роль в этих историях, похоже, не может быть переоценена. Здесь возникает резонный вопрос: удастся ли господину Новожилову удержаться в новой команде РЖД с приходом Олега Белозерова?
Банковская монополия
Получив большой опыт корпоративного управления и регулирования инвестициями на руководящих постах в таких компаниях, как «Санкт-Петербургская Валютная Биржа», «Вэб-инвест Банк», в 2004 году Юрий Новожилов поступает на службу в ОАО «РЖД». На протяжении пяти лет работы в холдинге он курировал департамент корпоративных финансов монополии. На новой должности молодой финансист проявил себя настолько впечатляюще, что осенью 2008 года президент РЖД Владимир Якунин, по-видимому, доверил ему спасение «КИТ Финанса». Хотя было ли это спасением? Наверное, скорее внедрением своего человека в управление банком, а затем его поглощением. Причем, вероятно, по любимой схеме холдинга – за счет государственных средств или средств налогоплательщиков, что, впрочем, одно и то же.
Кризис 2008 года ударил по «КИТ Финансу» так, что это похоже привело к одной из самых крупных санаций в истории российской банковской системы. Банк приобрела «Алроса» пополам с дочкой РЖД – «КРП-Инвест».
После дополнительных эмиссий 19,29% «КИТ Финанса» отошли ОАО «РЖД», еще 80,27% акций банка оказались под контролем. «Успешное» спасение банка за государственные деньги закончилось более чем плачевно – в апреле прошлого года ФАС одобрила сделку по приобретению «КИТ-Финанса» банком «Абсолют», Таким образом масштабный проект которым, похоже, управлял Юрий Новожилов был завершен юридической процедурой , которую можно было бы назвать ликвидацией «КИТ Финанса».
Ход банком
Цепочка «эффективных» спасений принадлежащих РЖД банков на «КИТ-Финансе» не закончилась. В 2009 году, оставаясь в составе управления «КИТ Финанс», Юрий Новожилов возглавил ОАО «ТранКредитБанк». Тогда отставку Сергея Пушкина, возглавлявшего этот банк с 2004 года, связывали с тем, что у него испортились отношения с президентом РЖД Владимиром Якуниным.
Не прошло и года с прихода нового ставленника РЖД, как стало известно, что «ТКБ» выходит из под контроля РЖД. А ведь банк долгое время был успешным проектом. Его отделения открывались там, где находятся региональные главные управления РЖД (всего их 17). Вся страна была покрыта его сетью. Представьте, какое количество клиентов! Одно только распоряжение железнодорожными зарплатными деньгами – хороший операционный бизнес. РЖД планировала сделать ТКБ универсальным банком, по-видимому, за счет выхода на рынок розничных банковских продуктов, но почему-то отказалась от этой идеи.
Здесь возникает вполне резонный вопрос – зачем, казалось бы, продавать прибыльный бизнес? Эксперты утверждают, что причиной мог стать соблазн финансистов РЖД лакомым куском разовой прибыли. «ТрансКредитБанк» был продан группе ВТБ, хотя сумма сделки не раскрывается. При этом нужно помнить, что почти 75% акций достались РЖД бесплатно от государства в 2007 году. Позже Господин Новожилов называл «ТрансКредитБанк» непрофильным активом. Актив, напомним, содержал ни много ни мало 240 офисов по всей стране, а также порядка 30 филиалов банка, ориентированных на корпоративный бизнес. Кроме того, приобретя «ТКБ», группа ВТБ получила контроль над финансовыми потоками монополии. Видимо во многом ради этого и совершалась сделка.
Как ни странно, после истории с «ТрансКредитБанком» господин Новожилов вероятно получал предложения работы в банковской сфере, но уйти из монополии не смог, или не захотел. Тогда для него тут же нашлось вполне комфортное место – кресло исполнительного директора пенсионного фонда «Благосостояние».
Пенсионные рельсы
В случае с фондом «Благосостояние» масштабы работы банкиров РЖД во главе с Новожиловым также впечатляют. В руках НПФ «Благосостояние» сосредоточена корпоративная пенсия всех железнодорожников, объем пенсионных резервов в управлении фонда исчисляется сотнями миллиардов рублей. У НПФ «Благосостояния», как и у любого другого пенсионного фонда, два источника поступления денег. Первый – пенсионные накопления, которые формируют участники государственной системы обязательного пенсионного страхования (около 75 млрд рублей), второй – резервы, сформированные за счет добровольных взносов будущих пенсионеров и РЖД (169 млрд рублей).
Управление будущими пенсиями работников РЖД было очень выгодным для железнодорожников – эти деньги вкладывались в ценные бумаги известных компаний, таких как ОАО «РЖД», ПАО «ТрансКонтейнер» Также пенсионные средства были инвестированы, как пишет Форбс в «земли в Подмосковье (2200 000 га), бизнес-центры «Меридиан» и «Домников» (почти 100 000 кв. м), логистический комплекс в Тверской области «Складской оператор». В общем, пенсионные деньги работают на благо всей транспортной монополии.»
А чтобы эти самые деньги поступали в фонд, участие в пенсионной системе для работников РЖД видимо сделали делом «добровольно-принудительным». Вероятно отказаться от вступления в систему, конечно, можно, но не исключено, что сотрудникам могли и последовать дальнейшие выводы о шибко умном сотруднике. Жалобами железнодорожников на пенсионную принудиловку заполнены страницы тематических форумов. В год РЖД переводит «Благосостоянию» за своих работников 15 млрд рублей.
Но несмотря на все эти меры Фонд оказался на 75-м месте по доходности среди 120 негосударственных пенсионных фондов. И тут мы в третий раз видим примененный и проверенный прием – продать актив. И снова сделка проходит при участии Новожилова. Структуры РЖД продали подразделение фонда, занимающееся обязательным пенсионным страхованием, – «Благосостояние ОПС» предпринимателю Борису Минцу за сумму вызывающие большие сомнения. Сделка объяснялась тем, что руководство «Благосостояния» «разочаровались в перспективах этого бизнеса из-за непредсказуемых решений правительства по пенсионной реформе» – об говорили источники газеты «Ведомости». История работы господина Новожилова в РЖД говорит о том, что на каждую масштабную сделку у него, по-видимому, были заготовлены нужные слова. Весь вопрос в том, хватит ли у него аргументов оправдать свою работу перед новым главой РЖД Олегом Белозеровым?
Сергей Михеев
Фото: ria.ru
По информации: Газета “Версия”