Акция протеста дальнобойщиков не обошлась без жертв
Общероссийская акция протеста дальнобойщиков против системы взимания платы “Платон” обернулась трагедией: в Тверской области в толпу протестующих дальнобойщиков врезался грузовик, сбив одного насмерть и ранив троих. Росавтодор отреагировал на инцидент крайне жестко, направив в МВД обращение с целью проверить организаторов акций протеста, подвергающих риску граждан. Отключить “Платон” с помощью акций в любом случае не получится, заявили в ведомстве: 40 млрд руб. сборов с грузовиков уже заложены в бюджете на 2016 год.
Инцидент произошел около 10:30 на 167-м километре автодороги М10 “Россия”. Группа из 60 дальнобойщиков на обочине дороги проводили акцию протеста против сбора платы за проезд (система “Платон” запущена с 15 ноября). На трассе было оживленное движение. В какой-то момент грузовик МАЗ, следовавший в сторону Москвы, выехал на встречную полосу, врезался сначала в стоявший на обочине большегруз Mercedes, а затем въехал в толпу людей, рассказал “Ъ” врио начальника УГИБДД Тверской области Игорь Черных. В этот момент с дальнобойщиками беседовал врио комбата СБ ДПС Олег Атылин, призывая их не выходить на дорогу: в последний момент он заметил летящий в толпу грузовик и оттолкнул троих активистов. Но пятерых МАЗ все-таки задел: один из них погиб на месте, трое госпитализированы, один после оказания медпомощи отпущен домой. Водитель МАЗа задержан, возбуждено уголовное дело.
В Росавтодоре (госзаказчик “Платона”) вчера крайне жестко отреагировали на этот инцидент. Агентство направило в МВД РФ официальный запрос с требованием проверить “организаторов подобных акций по всей стране, которые проводят несанкционированные митинги вблизи дорог, подвергая опасности жизни не только самих участников забастовок, но и простых автомобилистов”. “Подобные призывы и действия — это прямая угроза безопасности граждан. Нельзя допустить гибели людей по чьей-то халатности”,— говорится в сообщении ведомства. В МВД вчера пообещали “внимательно рассмотреть” письмо, как только оно придет. Игорь Черных из ГИБДД пояснил “Ъ”, что сотрудники ГИБДД находились на месте инцидента исключительно для того, чтобы не допустить перекрытия трассы: нахождение людей на обочине противоправным не является. “Нас грабят, заставляя выходить на дорогу,— заявил “Ъ” глава Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов Александр Котов.— Акции прекратятся только в случае отключения оборудования “Платона” и введения моратория на его использования”. С подобным предложением президенту Владимиру Путина обратился бизнес-омбудсмен Борис Титов.
В остальных регионах акция протеста прошла без инцидентов. Дальнобойщики выезжали на дороги и в знак протеста намеренно тормозили поток машин (в связи с этим акция получила название “Улитка”). В Перми дальнобойщики сформировали колонну из 90 машин и ехали со скоростью 40 км/ч, образовав шестикилометровую пробку. В Екатеринбурге около 200 дальнобойщиков собрали пробку длиной 8-10 км на кольцевой автодороге. В Челябинске затор в результате заезда грузовиков образовался на трассе “Меридиан” (пересекает город с юга на север). Водители большегрузов из Петербурга, в свою очередь, спровоцировали пробку на Московском шоссе и Кольцевой автодороге, двигаясь со скоростью 5-10 км/ч. В Дагестане, по словам Александра Котова, 50-километровая колонна грузовиков “в любой момент готова пойти на Москву”. В Белгороде дальнобойщики добились встречи с губернатором Евгением Савченко, который, как сообщили в региональной администрации, пообещал подписать обращение в правительство РФ по поводу сложившейся ситуации.
В Росавтодоре вчера заявили, что решение о взимании платы за проезд было принято еще четыре года назад, его правомерность сомнению не подвергается, а в проекте бюджета РФ на 2016 года уже заложены прогнозные сборы с 12-тонных грузовиков в размере порядка 40 млрд руб., которые “впоследствии будут инвестированы в дорожное хозяйство”. “Добиться пересмотра того, что уже запущено в работу, организаторам забастовок не удастся”,— заявили в Росавтодоре. Глава Минтранса Максим Соколов вчера также дал понять, что “Платон” не отключат. “Тот, кто наносит вред дороге, тот и должен его компенсировать,— заявил он.— У наших соседей в Белоруссии трассы тоже платные для большегрузных автомобилей”.
Тем временем произошедший в Твери инцидент привлек внимание и к проблеме соблюдения водителями грузовиков и автобусов режима труда и отдыха. По одной из версий ГИБДД, водитель МАЗа мог заснуть за рулем от переутомления, из-за чего и выехал на встречку. Грузовик, как показала проверка, двигался со стороны Тамбовской области, пересек границу Тверской области в 4:30, разгрузился в Твери в районе 8:00 на местном хлебозаводе (перевозил муку) и поехал обратно, водитель при этом не отдыхал. В похожем режиме работают и многие водители автобусов, все чаще в последние месяцы становящиеся виновниками аварий. В начале ноября ДТП с автобусом, водитель которого уснул за рулем, произошло в Тульской области, погибли восемь человек. По данным ГИБДД, в 27% таких аварий водители находятся за рулем без отдыха более четырех часов подряд. Как пояснил гендиректор экспертного центра “Движение без опасности” Вадим Мельников, с 1 апреля 2014 года водители грузовиков обязаны использовать тахографы (по ним можно следить, как долго водитель находится за рулем), но по факту всего порядка 5-7% машин оснащены этими устройствами. Одна из причин в том, что тахографы должны ставить только юрлица, а 60% всего грузового транспорта зарегистрированы на физлиц. Доля эта растет, поскольку это позволяет избежать серьезных санкций за нарушение правил перевозок, но в результате “приводит к авариям, подобным той, что произошла в Тверской области”, считает Вадим Мельников.