Каждый дополнительный балл за экзамен увеличивает зарплату выпускника на 2%
Зарплаты выпускников качественных вузов (с высоким средним баллом приема) на 30-40% выше, чем у молодых специалистов, окончивших “некачественные” высшие учебные заведения, следует из работы Высшей школы экономики (ВШЭ). По подсчетам исследователей, каждый дополнительный балл, полученный по результатам ЕГЭ, в итоге увеличивает доход молодого сотрудника на 2%.
Обучение в качественном вузе позволяет выпускникам увеличить свою зарплату на российском рынке труда в среднем на треть. Такой вывод следует из работы завлабораторией исследований рынка труда ВШЭ Сергея Рощина и младшего научного сотрудника Виктора Рудакова “Влияние “качества” вуза на заработную плату выпускников”. Основой исследования стали данные “Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ-ВШЭ” за 2000-2013 годы и ее же мониторинга “Качество приема в вузы”. Поясним, что критерием измерения качества вуза в работе исследователей выступает средний балл по предметам, результаты ЕГЭ по которым учитывались при поступлении.
Как следует из работы, в среднем за исследуемый период зарплата выпускников российских вузов (по выборке их возраст составляет 27 лет) — 24 тыс. руб. Как поясняют исследователи, в выборке для работы преобладали выпускники технических (29%) и педагогических (19%) вузов, а также классических университетов (25%). Наиболее высокая зарплата ожидаемо оказалась у выпускников социально-экономических вузов (28,4 тыс. руб.), самая низкая — у выпускников аграрных вузов (19,5 тыс. руб.). По словам Сергея Рощина, “выборка, которая легла в основу исследования, смещена в сторону более низкодоходных групп населения и является репрезентативной по России в целом”, то есть в большей степени учитывает ситуацию с зарплатами в регионах, чем в Москве. Наибольшее число респондентов окончило вузы со средним баллом приема ЕГЭ от 59 до 65, максимальное значение среднего балла приема ЕГЭ для них составляло 85,2, минимальное — 45,2.
Как пояснил “Ъ” Сергей Рощин, однозначно трактовать результаты исследования невозможно. “Сложно с уверенностью сказать, в какой степени тот эффект, который мы зафиксировали, является следствием качества образования, предоставляемого в ведущем вузе, или он также связан с изначальным отбором наиболее способных абитуриентов в качественные вузы, а также эффектом бренда и репутации вуза после его окончания”,— говорит представитель ВШЭ.