Бизнес-схема ямальского Росприроднадзора по виртуальной утилизации нефтешламов
Рынок услуг по размещению отходов давно перестал быть сферой деятельности аутсайдеров с криминальным прошлым. Среди наиболее крупных игроков этого рынка многие бизнесмены из ближайшего окружения Владимира Путина.
Не отстают и прочие субъекты Федерации. За многомилионные контракты по утилизации отходов промышленных предприятий борются региональные элиты. Чем же привлекает бизнес эта сфера?
Промышленные отходы, которые образуются в результате деятельности любого предприятия, необходимо вывозить точно также как бытовой мусор из квартиры. Но в этом случае отходов – сотни и тысячи тонн. Кроме того, промотходы зачастую бывают опасными и их необходимо обезвреживать и утилизировать специальными способами на специально отведенных для этого полигонах. Все это формирует высокую стоимость утилизации промотходов и привлекает в этот сложный и высокотехнологичный бизнес аферистов, действующих по мошенническим схемам, утилизируя отходы на бумаге.
2 млрд 200 млн рублей – это лишь часть рынка услуг по утилизации отходов нефтегазодобывающей промышленности лишь в одном российской регионе – Ямало-Ненецком автономном округе. В такую сумму специалисты оценивают портфель заказов ООО НПП «Союзгазтехнология» на ближайшие пару лет.
Что же позволило прийти небольшой и неизвестной компании к такому успеху?
Контроль над рынком промотходов на Ямале как и в любом российском регионе невозможен без поддержки его главного регулятора – Управления Росприроднадзора. Ведомство наделено серьезными полномочиями по лицензированию деятельности связанной с отходами и контролем за соблюдением законодательства в этой сфере. Тысячи тонн загрязненного буровым раствором и нефтешламами грунта регулярно образуется в результате деятельности нефте- и газодобывающих предприятий округа. Дочерние структуры «Газпрома» и «Роснефти» сталкиваются с необходимостью их утилизации.
В случае отсутствия заключенных договоров на вывоз и переработку шлама, Росприроднадзор может наложить многомилионные штрафы. Только официальные платежи предприятий в бюджет за легальное размещение отходов на территории ЯНАО с 2013 года превысили 1 млрд рублей. По мнению экспертов, на каждую тонну шламов, утилизированных в соответствии с законом, приходится две тонны отходов, утилизированных только на бумаге.
По данным независимых экологов, ямальские чиновники Росприроднадзора применили простую, но эффективную схему. И.о. руководителя Управления Росприроднадзора по ЯНАО Наталья Колесникова вместе с директором ООО НПП «Союзгазтехнология» Натальей Уткиной активно навязывают предприятиям услуги по обезвреживанию и утилизации промышленных отходов, которые предоставляет «Союзгазтехнология».
В случае, если предприятие заключает договор с «Союзгазтехнологией», проверки Росприроднадзора для него заканчиваются благополучно. Если же отходами занимается конкурирующая организация, на природопользователя обрушивается вся административная мощь в виде штрафов, исковых заявлений и жалоб в прокуратуру.
Под чутким надзором г-жи Колесниковой «Союзгазтехнология» получила положительное заключение государственной экологической экспертизы на очень сомнительную с точки зрения экологии технологию утилизацию нефтешламов пиролиза. По мнению экспертов, при сжигании неиспользованные остатки вещества попадают в атмосферу и наносят ущерб окружающей среде. Объемы выработанного газа на месторождениях, где применялась новая технология, а также методы хранения, транспортировки или утилизации неиспользованных остатков экологам неизвестны.
Кроме того, ученые предполагают, что на вышеуказанных месторождениях нет условий для хранения или утилизации коксовых остатков 4-5 класса опасности. Поблизости попросту нет подходящих полигонов для размещения отходов подобного класса.
Впрочем, вряд ли «Союзгазтехнология» вообще сжигает нефтешламы или обезвреживает их любым другим (пусть и формально легальным) способом. Как мы уже выяснили, это нереально с точки зрения использования технологий, которые применяет «Союзгазтехнология». А недавно общественные экологические организации установили, что в реальности значительная часть отходов закапывается в тундре, присыпается сверху грунтом и порубочными остатками! Данные факты были зафиксированы на Ачимовском месторождении АО «Ачимгаз». Еще один вариант обезвреживания отходов по методу «Союзгазтехнологии» – перемешивание загрязненного грунта с песком. Псевдоутилизация применяется и на месторождениях «Газпромнефть-Муравленконефтегаз», «Газпром-Бурение» и «Арктикгаз».
Но в виртуальной бумажной реальности Управления Росприроднадзора по ЯНАО все эти способы утилизации абсолютно безвредны для окружающей среды и полностью соответствуют требованиям законодательства! Методы «Союзгазтехнологии», реализованные в идеальных лабораторных условиях, формально одобрены экологической экспертизой. И, разумеется, крепкая дружба утилизаторов с сотрудниками Росприроднадзора, помогает последним поверить в то, что сотни тонн загрязненного буровым раствором грунта стали экологически нейтральны благодаря добавлению песка. А также в то, что горы нефтешлама были подвергнуты высокотемпературной обработке, требующей сложного промышленного оборудования, за сотни километров от ближайшего места обитания человека. Основанием для этой веры является… договор предприятия с «Союзгазтехнологией».
Независимые экологи Ямала, которые больше доверяют своим глазам, сообщают, что отходы попросту вывозятся в ближайшие овраги и присыпаются сверху незагрязненной почвой. Они продолжают выделять опасные вещества, которые отравляют тундру, грунтовые воды, животных и коренных жителей. Но «Союзгазтезнология» продолжает получать сверхприбыли и захватывать рынок услуг по утилизации.
В этой статье не хотелось бы делать выводов о коррумпированности Натальи Васильевны Колесниковой. Возможно, отсутствие нарушений у предприятий, имеющих договора с «Союзгазтехнологией», случайное совпадение. Таким же совпадением может оказаться регулярное выявление нарушений у конкурентов «Союзгазтехнологии».
Возможно, даже г-жа Колесникова помогает г-же Уткиной из женской солидарности или по-соседски. Ведь компаньонки живут в одном элитном коттеджном поселке недалеко от Салехарда и очень любят проводить вместе время на свежем воздухе. Конечно же, вдалеке от мест складирования отходов. Для этого в семье г-жи Колесниковой есть все необходимые транспортные средства. В соответствии с декларацией о доходах за 2014 год Колесниковы обладают мотовездеходом и снегоходом, стоимость которых едва ли не превышает годовой семейный доход.
Отпуск Колесникова и Уткина тоже предпочитают проводить вместе: на фешенебельных курортах Европы и Азии. Чтобы спокойно встретить старость, г-жа Колесникова даже приобрела уютный дом в пригороде Риги. А чтобы не было проблем с визой и гражданством, на имя мужа Колесниковой в Латвии зарегистрировано юридическое лицо с уставным капиталом 500 тысяч евро.
Многочисленные жалобы ямальских экологов в Минприроды России не остались незамеченными. Главное природоохранное ведомство спустило проверку Управления Росприроднадзра по ЯНАО самому Управлению Росприроднадзора по ЯНАО. Результат проверки оказался вполне ожидаемым. Г-жа Колесникова нарушений в своей деятельности не нашла и документальных подтверждений своей дружбы с г-жой Уткиной из «Союзгазтехнологии» министру Донскому не представила.
Остается надеяться, что генеральная прокуратура РФ, руководителю которой тема отходов не чужда, даст правовую оценку действиям г-жи Колесниковой и ее работе по крышеванию «Союзгазтехнологии», нанесшей огромный ущерб уникальной природе Ямала.
Дмитрий Коробов
Фото: ria.ru
По информации: igolkin.blogspot.ru