Очередной скандал вокруг субсидий для Крыма свидетельствует о кризисе отношений федерального центра с властями региона
Как сообщает интернет издание “Новый Взгляд”, первый раз скандал с деньгами для Крыма, точнее для учреждений культуры полуострова, случился летом, когда президент проводил здесь заседание Госсовета. Оказалось, что обещанные еще год назад, летом 2014-го, Владимиром Путиным музеям и заповедникам, галереям и театрам деньги, до полуострова так и не дошли. Президент возмутился волокитой федеральных чиновников, но тогда на выручку московским коллегам пришел Сергей Аксенов, глава Республики Крым. Мол, все было «на мази», но тут случилось расформирование Министерства по делам Крыма, и деньги зависли в межведомственном пространстве…
Вопрос должен был решиться в течение двух месяцев, но и до сих пор судьба финансирования «культурки» не понятна. Сами руководители учреждений культуры на полуострове избегают комментировать эту историю. Но если пройтись по сайтам крымских музеев, то видно, что деньги до них так и не дошли.
Например, Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник, объединивший все мемориальные экспозиции в районе города-героя Керчи, в этом году не разместил, судя по сайту, ни одной госзакупки. Хотя помнится, на встрече с президентом директор Керченского музея-заповедника рассказывал о необходимости значительных реставрационных работ. Музей Чехова в Ялте разместил две закупки, и обе отменил.
Ливадийский дворец разместил 27 госзакупок. И вот что странно: независимо от даты размещения – июнь, август, октябрь – срок исполнения везде – декабрь 2015, и практически каждая закупка сопровождается комментариями – «возникновение непредвиденных обстоятельств» или «изменение планируемых сроков приобретения товаров». Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник вынужден перебиваться закупками из единственного источника, не позволяющими приступить к сколь-нибудь серьезным работам. И так далее, и так далее…
И судя по новому скандалу, аналогичным образом ситуация складывается не только с учреждениями культуры.
При этом глава Крыма Сергей Аксенов заявляет, что из предусмотренных федеральным бюджетом на 2015 год средств на реализацию мероприятий федеральной целевой программы (ФЦП) по развитию Крыма и Севастополя «до сих пор не было перечислено ни копейки», и требует себе президентских полномочий, предлагая передать республиканским властям полномочия по расходованию средств федерального бюджета без согласования с федеральными ведомствами.
В свою очередь федеральные чиновники возражают главе Республики, заявляя, что из федерального бюджета Крыму и Севастополю было перечислено 2,77 млрд руб. (из них 1,98 млрд руб.— Крыму) «на проектирование и строительство 139 объектов» ФЦП. Однако в Крыму «на данный момент контракты заключены только на 308 млн руб.», а большая часть финансирования по предложению властей региона перенесена на 2016 год.
Проблемы медленного заключения контрактов, как следует из комментариев, связаны с необходимостью проверять каждую закупку на федеральном уровне, так как оказывается, что зачастую стоимость работ-услуг, определенная чиновниками полуострова, в полтора-два раза выше реальных цен.
Если бы речь шла о чиновниках любого другого российского региона, то какой-нибудь ОНФ давно бы уже возопил о коррупции, но герои «Крымской весны» пока пользуются иммунитетом.
Когда в апреле 2014 года, практически сразу после перехода полуострова под российскую юрисдикцию довелось проехать все побережье Крыма, то из разговоров с новоиспеченными россиянами было видно, что они с наибольшим нетерпением ждут решения проблемы с «украинской коррупцией» на полуострове. И, например, с особой радостью воспринималась замена местных «гаишников» на дорогах на прикомандированных из российских регионов, которые оказались чище и честнее.
Но основная масса чиновников на местах осталась та же. Ну, и, действительно, где новых взять? И уже на годовщине «Крымской весны» в разговорах с местными бюрократами чувствовалась их обида на Москву, которая якобы нарушила свои обещания, и не дала «героям» поделить собственность и иные активы в Крыму так, как они этого хотели.
И хотя переходный период в федеральном округе закончился почти год назад, он так и продолжает жить в межзаконии, когда российское законодательство номинально существует, но не работает, как и украинское. А решение многих вопросов в регионе тормозится буквально на уровне республиканских министров.
По мнению наблюдателей, нынешний скандал может привести к кадровым решениям на региональном уровне. Впрочем, может быть достанется от президента и кому-нибудь из федеральных министров. Хотя очевидно, что пока Москва не станет подходить к ветеранам «Крымской весны» с теми же требованиями, что и к руководителям других регионов, правительству так и придется разбираться с «ошибками» по двукратному завышению цен на госзакупках.
Николай Викторов
Фото: nice-places.com