На первый, второй — рассчитайсь!

 

Станет ли Всероссийская сельскохозяйственная перепись будущего года инструментом формирования эффективной аграрной политики?

kor

Ответ на этот актуальный вопрос искали участники круглого стола в Угличе. Народу собралось немало: главы районов, сельских поселений, аграрии, московские ученые. Запад утомил своими санкциями, посему на пустые разговоры не разменивались — искали точки роста АПК. Дискуссия была жаркой.

Тон в разговоре, как и положено в подобных случаях, задала принимающая сторона в лице директора департамента АПК и потребительского рынка Ярославской области Александра Кошлакова. Он рассказал, что, несмотря на уменьшение поголовья скота, регион из года в год увеличивает надои молока, занимая лидирующие позиции в ЦФО. Новыми точками роста становятся льноводство, кукурузоводство, птицеводство. В области действует крупнейшая в Европе перепелиная фабрика, производящая 1,5 млрд. штук яиц.

Одним словом, регион полностью обеспечивает себя молоком, яйцом, мясом птицы. А вот растениеводство находится в зоне рискованного земледелия. Глава департамента привел такие цифры: если в Ярославской области погектарная поддержка составляет 460 рублей, то на Кубани, Ставрополье, Ростовской области, где большая контурность полей, 2000–2500 рублей. Это неравенство в поддержке регионов надо устранять, подытожил Александр Кошлаков и выразил надежду, что сельхозперепись позволит привести в порядок информацию о количественном и качественном составе субъектов деятельности, в том числе фермерских хозяйств, коих, по статистике, насчитывается 2,5 тысяч, а реально работает гораздо меньше.

Директор НИИ продовольственной безопасности РЭУ им. Г.В. Плеханова Михаил Ананьев заметил:

— В стране нет как таковой проблемы продовольственной безопасности, но есть проблема управленческая, связанная с отсутствием точных данных о текущем положении дел, и есть проблема кадровая. Кто будет управлять Джон-Дирами, работать по новым технологиям?

Но самый страшный итог: мы потеряли сельский уклад жизни, который был поставщиком здоровых сил общества. Много говорят об устойчивом развитии сельских территорий. А что это такое? Есть занятость населения — есть зарплата. Все остальное решается автоматически. Предстоящая сельхозперепись должна дать материал для реальной оценки ситуации в сфере АПК, выявить потенциальные точки роста и стать основой для принятия серьезных институциональных решений.

Зам. начальника Управления организации проведения переписей и сплошных обследований Росстата Ирина Журавлева рассказала:

— Будут сформированы не только статтаблицы с итогами переписи по муниципальным образованиям, но и обезличенные базы данных первичных показателей по объектам сельхозпроизводителей. Это позволит получить и проанализировать любой показатель из тех, что предусмотрен программой переписи, причем в любых сочетаниях.

Руководитель Территориального органа Росстата по Ярославской области Владимир Ваганов выразил тревогу: «Информация о работе сельхозпроизводителей разноречива, у некоторых двойная и даже тройная бухгалтерия. Как учитывать дачников? У иных глав есть интерес переписать и их. Похозяйственные книги многими не ведутся, и закон не обязывает к этому. Малые формы хозяйствования обследуются на выборочной основе.

В ответ один из руководителей сельского поселения посетовал, что средств на перепись может не хватить, так как, «до Пошехони доехать трудно, поскольку дороги разбиты». Глава Головинского поселения Татьяна Головина добавила: «А наше поселение находится на двух берегах Волги, и это доставляет сложности».

Чем ближе к переписи, тем больше вопросов возникает. Как быть и где искать владельцев паев, уехавших из района? Как быть с теми, кто на заработках в других регионах? Завотделом ВНИИ организации производства, труда и управления в сельском хозяйстве Ольга Родионова предъявила претензии к Минсельхозу России, который дает дозированную информацию о важнейших ресурсах экономики.

Президент холдинга «АгриВолга» Андрей Молев информировал:

— Итоги переписи станут дополнительным свидетельством того, что одной из точек роста АПК (не только Ярославской области, но и России в целом) является органическое сельское хозяйство. В органическом сельском хозяйстве запрещено использование пестицидов, химических удобрений, гормонов роста.

Но лучше, как говорится, один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Надев халаты, шапочки, бахилы, входим на завод по первичной переработке скота «Ростовцево». Он оснащен современным оборудованием австрийской компании Schaller. Я увидел органическое мясо, полуфабрикаты, колбасные изделия и деликатесы, попробовал баранью колбасу. Отменная закуска к любому столу! Поразился, когда мне сказали, что в колбасе содержится 98 процентов мяса! Завод рассчитан на переработку 20 голов КРС или 50 голов мелкого рогатого скота (или свиней) за смену, а также на подготовку полуфабрикатов. Отмечу, предприятие принимает скот от владельцев личных подсобных хозяйств и районных сельхозпредприятий.

В регионе разводят овец царской породы — романовской. Животноводы «АгриВолга» уверены, что их питомцы голубых кровей. В состав холдинга входят четыре генофондных предприятия по разведению овец романовской породы и одно — по разведению овец мясных пород (дорсет, суффолк) и скрещиванию их с романовскими овцами. В хозяйствах «АгриВолги» насчитывается 5,5 тысячи голов мелкого рогатого скота.

После экскурсии в центре города заглянул в магазин «Из Углича» и увидел, чем питаются горожане. Конечно, в городе полно обычных торговых заведений — никто силой не загоняет в фирменный с экотоварами. Но в этот магазин я с трудом протиснулся, как в советские времена. Все в основном стояли за мясом. Приценился: говядина в зависимости от сорта от 380 до 410 рублей (поясничная, бескостная), телятина от 240 до 355 (спино-поясничная), баранина грудная — 238, баранина лопаточная — 302. Сосиски говяжьи — 345, колбаса «Ярославская» варено-копченая и буженина — 595 рублей за кило.

В целом, «АгриВолге» не страшны перепады погоды на внешнем рынке. Спрос на органическую продукцию холдинга растет, в том числе в Москве, в фирменных магазинах «Углече поле. Органик маркет» и в крупных торговых сетях.

Люди думают о здоровье и не хотят бездумно «хавать пальму» в сырках, творожках, сливочном масле… Кстати, как вам такая вот статистика: в 2013 году оборот рынка органики в мире составлял 72 млрд. долларов, в том числе в ЕС 40%, в США — 40, а в России — лишь 0,1%! Страх божий. И это при том, что в нашей стране более 43 млн. га необрабатываемых, чистых от минудобрений земель. Вся надежда теперь на Всероссийскую сельскохозяйственную перепись. А вот станет ли она действенным инструментом формирования эффективной аграрной политики, покажет время.

Александр Рыбаков

спецкор «НВ»

Ярославская область

Фото: tvs-media.ru

NB!

 

P.S. Как бы хотелось, чтобы составители опросных листов не упустили следующие насущные вопросы: как вы считаете, России комбайны нужны также, как ракеты (крылатое выражение В. Путина)?; поддержка фермерских хозяйств удовлетворяет требованиям дня? как вы оцениваете свой уровень жизни и качество продуктов в магазинах? какую оценку вы ставите работе Минсельхоза и правительства России в поддержке села?

Ранее

Бодался теленок с дубами

Далее

Зачем Китай критикует Россию

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru