СОСТАВИТЕЛИ РЕЙТИНГА УБЕЖДЕНЫ, ЧТО НАШЛИ СВОЙ СПОСОБ ПОЛУЧАТЬ ОБЪЕКТИВНЫЙ СРЕЗ ИНФОРМАЦИИ, И СОБИРАЮТСЯ РАСШИРЯТЬ БАЗУ ЭКСПЕРТОВ
Национальный рейтинг мэров составлен центром информационных коммуникаций «Рейтинг» при поддержке федеральной экспертной сети «Клуб регионов» на основе опроса более 2 тыс. экспертов. Кто входит в число экспертов, почему среди них мало бизнесменов, что отличает мэров-отличников и как Челны опередили Сочи, «БИЗНЕС Online» рассказал директор по исследованиям центра информационных коммуникаций «Рейтинг» Александр Сперкач.
Ильсур Метшин по результатам опроса более чем 2 тыс. экспертов занял первую строчку в национальном рейтинге мэров городов России |
БОЛЕЕ 2 ТЫС. ЭКСПЕРТОВ ДАЮТ СВОИ ОЦЕНКИ
— В резюме к рейтингу написано, что победа Ильсура Метшина «является вполне закономерной». О его сильных сторонах неоднократно писали эксперты и аналитики «Национального рейтинга». То есть в рейтинговании вы опираетесь на мнение экспертов?
Остальная информация, например, открытые данные, носит корректирующий характер. Допустим, мнения федеральных и региональных экспертов разделились по какой-то фигуре, причем почти в равной степени, или появляются противоречия, разночтения. Тогда экспертный совет (куда входят федеральные эксперты) принимает во внимание дополнительную информацию и несколько корректирует точку зрения опрошенных людей, которые поставляют основной массив информации. Но не имеет определяющего значения ни инсайдерская информация, ни данные из открытых источников. Важно, что говорят эксперты. Вот вы, например, как журналист тоже можете прислать свои данные и принимать участие в составлении рейтинга.— Да, определяющую роль имеют экспертные оценки. У нас очень большая база — более 2 тысяч экспертов. Они получают анкеты и отвечают на вопросы. Информацию по поводу того, что думают эксперты, мы получаем двумя путями. Первый — это анонимное анкетирование, о котором я только что говорил, в нем участвуют политологи, политтехнологи, депутаты различного уровня, руководители и преподаватели вузов, представители СМИ, пишущие о политике и муниципальном хозяйстве, и другие эксперты. Это конфиденциальная информация. Мы ее не открываем по понятным причинам. Есть люди, которые желают открыто высказывать свою точку зрения. Если вы посмотрите, на нашем сайте указаны их фамилии. Это уважаемые люди, известные, федеральные региональные эксперты, их достаточно большое количество. Они открыто дают комментарии, иногда не соглашаются с тем, как в «Национальном рейтинге» ставят того или иного мэра.
«НАШ ЦЕНТР ЗАНИМАЕТ НИШУ ЭКСПЕРТНЫХ КОММЕНТАРИЕВ»
— Насколько итоговый результат объективен? Если у кого-то есть личная неприязнь к мэру, он ведь может подготовить полностью отрицательный отзыв.
— Конечно, каждое мнение субъективно. Кто-то ориентируется на информацию инсайдерскую, на открытые источники, даже на личный опыт. Кто-то может быть раздражен чем-то или даже в чем-то заинтересован, поэтому отвечает в соответствующем ключе. Но центр рассматривает совокупность источников, совокупность субъективных точек зрения людей из разной среды, ориентируясь на большинство. Мы смотрим общую реакцию, и, самое главное, обращаем внимание на аргументированность того, что пишут нам эксперты.
Надо понимать, что этот рейтинг специфичен. Есть разные способы получить данные. Так, проводятся мощные социологические исследования. Они обходятся дорого, если готовятся честно. Есть точные показатели статистики, которые исследуют специальные организации. Наш центр занимает свою нишу экспертных комментариев, не пытаясь оспорить данные социологии и строгой статистики. Мы транслируем выводы экспертного сообщества. По большому счету не имеют шанса на публикацию только заведомо оскорбительные отзывы.
— Какими качествами, на ваш взгляд, обладают мэры городов, возглавляющие рейтинг? Чему они могут научить градоначальников-двоечников?
— Надо оценивать работу мэра в свете ресурсов, которыми он обладает. Почему небольшой городок оказывается достаточно высоко в нашем рейтинге? Потому что с поправкой на имеющиеся ресурсы глава города работает максимально эффективно, рационально их используя. Важна хорошая, качественная работа в сфере общественных коммуникаций. Большое значение имеют отсутствие конфликтов и слаженная работа с руководством региона или депутатами городского представительского органа. Когда человека начинает втягивать в жернова этого конфликта, из которого потом не так легко добраться, это практически всегда негативно сказывается на работе. То есть необходимая составляющая работы успешного мэра — конструктивное взаимодействие с разными ветвями власти, что зависит не от одного градоначальника, конечно, но на итоговую оценку влияет. Плюс человек должен быть энергичным, не бояться разговора с людьми и соизмерять усилия на главных направлениях.
А учиться мэрам нужно постоянно. В России и других странах постоянно появляются новые технологии, подходы, в том числе в сфере городского хозяйства. Глава города должен творчески использовать эту информацию. Очень часто вполне квалифицированные и добросовестные люди попадают в сложную ситуацию, когда они не справляются из-за сложившихся обстоятельств. Это и конфликты, и нехватка ресурсов, и состояние системы ЖКХ, когда ее довели до развала, не вкладывая денег десятилетиями. Но что тут поделаешь? Результат налицо, и он отражается в «Национальном рейтинге мэров».
Определяющую роль в рейтинге играют экспертные оценки |
БИЗНЕСМЕНЫ МАЛО ОЦЕНИВАЮТ ВЛАСТЬ
— Каждый эксперт говорит о плюсах и минусах только руководства своего города? Или, условно говоря, Сочи может высказаться о Казани?
— Если этот человек обладает информацией, он может говорить о разных городах. Допустим, я в разное время работал более чем в трети административных столиц субъектов РФ. Есть ли у меня возможность судить о некоторых из них? Очень многие эксперты бывают в ряде городов, имеют там рабочие контакты. Скажем, политтехнологи по работе могут знать ситуацию в нескольких десятках городов. Нами особенно ценится аргументированное мнение. К слову, не было ни одного эксперта из Сочи, который оценивал бы работу мэра Казани. Из Москвы, Уфы бывали… федеральные тоже этим часто «грешат». В рейтинге представлены мэры из всех регионов. Цифра экспертов, которые отвечают по каждому городу, разнится. Мы не афишируем это. Тем более в каком-то городе, особенно небольшом, узнают, скажем, про наличии пяти экспертов, и начинают их вычислять. Были ситуации, когда на людей пытались давить, причем на людей достаточно статусных и системных.
— А бизнес участвует в этих опросах?
— Да, бизнесмены участвуют, но их меньше, чем хотелось бы. Во-первых, нельзя объять необъятное. Наши силы и возможности не беспредельны. Во-вторых, предприниматели — это публика, которая не очень-то привыкла к такому способу коммуникаций. Когда организации просят журналистов, политологов принять участие в анкетировании, те понимают, о чем идет речь. Если выйти на бизнесмена с такой просьбой, для него это в новинку. Нам еще предстоит расширять базу предпринимателей. Страх перед чиновниками — это одна из причин, есть и другие факторы.
— В рейтинге мэров Набережные Челны заняли 34-е место, опередив такие города, как Сочи и Красноярск. С чем это связано? В Челнах далеко не радужная ситуация.
— Все познается в масштабном сравнении. Ведь и в Казани, возглавившей рейтинг, найдется что покритиковать. Общие тенденции, состояние городского хозяйства в разной степени, но почти везде находится в негативном тренде. Что касается Челнов. Вспомните, в Сочи в этом году были страшные потопы, когда плавали машины. И после этого опять произошли потопы, даже перекрывали федеральные трассы. Такое было в Челнах? Аналогично, свое влияние на экспертов оказывала, например, информация о напряжении в отношениях региональной власти и мэра. На уровне муниципалитетов в других регионах происходили коррупционные скандалы, шло противостояние, к примеру, горсовета и муниципальных органов власти по вопросу избрания мэра, политические коллизии. Где-то дома обрушились, причем с человеческими жертвами, а потом опять по тому же лекалу обрушение последовало. Вот все это и влияет на итоговую оценку и место градоначальника в рейтинге. В сравнении с другими городами в Челнах таких негативных событий не произошло. Везде, в том числе в городах-лидерах, есть свои проблемы. Беда нашего времени, что экспертам зачастую приходится оценивать плохое и еще худшее.
Набережные Челны заняли 34-е место |
«ЕСЛИ ГЛАВА ГОРОДА СЪЕСТ СИТИ-МЕНЕДЖЕРА И НАОБОРОТ, БУДЕТ ПЛОХО»
— Рейтинг мэров используется органами власти?
— Федеральные структуры мониторят его, но они нам отчет об этом не пишут, как вы понимаете. Мы знаем, что в высоких кабинетах наш рейтинг озвучивается, принимается во внимание. Были такие моменты. И, конечно, огромный отклик в СМИ — до сотен перепечаток.
Бывают случаи, когда поступает негативная реакция. Почему так написали? Со своей стороны мы пытаемся увеличить количество экспертов, как можно более взвешенно оценки представлять. И даже многие федеральные решения бьют по имиджу, авторитету мэров. В какой-то степени они крайние в очереди за негативом, первые получают претензии жителей, причем даже за те решения, к которым не имеют прямого отношения.
— В некоторых городах руководит процессами мэр, в других — глава городской администрации. Зависит ли эффективность управления от структуры муниципальной власти?
— Когда мы начинали работу, мы поняли, что даже в вопросе определения слова «мэр» нет ясности. Где-то сити-менеджер работает, а глава города имеет всю власть. Где-то всенародно избранный мэр, но он не имеет отношения к горадминистрации. Статистику эффективности по таким критериям мы не ведем, но есть некий общий вывод (по итогам тех же экспертных комментариев). В целом двуединая система несколько противоречит объективному тренду на единоначалие в нашей стране, где выстраивается вертикаль власти. Все-таки руководитель администрации должен быть самостоятельной сильной фигурой. Если две самостоятельных фигуры оказываются в городе, здесь есть поле для столкновений. Либо глава города сити-менеджера «съест», либо наоборот. И то и другое плохо. Конечно, имеются примеры, когда и такой тандем вполне слаженно работает, здесь многое зависит от личностей, от контроля за муниципальными делами со стороны губернатора и за напряженностью внутри городских элит. Объединение должностей главы и руководителя городской администрации — это, лично с моей точки зрения, по состоянию «на сейчас», скорее хорошо, чем плохо. Наверное, в наших условиях это и понятнее, потому что люди тоже перестают ориентироваться, кто за что отвечает. Изменятся условия, возможно, упомянутое единоначалие утратит актуальность.
Газета «БИЗНЕС Online» приводит комментарии экспертов о причинах лидерства Казани в национальном рейтинге.
Олег Морозов — член Совета Федерации от Татарстана:
— Отрадно видеть, как преображается Казань, город, где я родился и вырос. Город процветает, и думаю, в этом немалая заслуга мэра Ильсура Метшина. Существенно обогатилась инфраструктура Казани. Город стал привлекательным туристическим объектом, что немаловажно для развития местной экономики. В этом городе приятно отдыхать и удобно жить.
За видимыми позитивными изменениями — ежедневная рутина по хозяйственному обеспечению жизни людей. Вовремя пущенное тепло, отремонтированный фонарь, отрытая муниципальная парковка и еще тысяча мелочей — все это создает ощущение благополучия у горожан. В Казани такое ощущение приходит. Активно развивается социальная ипотека, под пристальным вниманием строительство долевых объектов. Мэр открыт для всех категорий людей как на личных встречах, так и в онлайне: в интернете есть его виртуальная приемная.
Здесь стало комфортно проводить большие мероприятия. С успехом в 2015 году прошел чемпионат мира по водным видам спорта, а ранее — Универсиада. Конечно, все, что было сделано в Казани для организации столь масштабных мероприятий, — это колоссальный труд многих людей. При этом налицо эффективное распределение средств, что говорит об ответственности Метшина и его организаторских способностях.
Казань — это не только столица, но и неотъемлемая часть Татарстана. Проблемы города всегда в центре внимания президента Республики Татарстан. И это также важнейший фактор успеха мэра и его команды. Метшин выстраивает конструктивные отношения с региональной властью, поэтому его слышат на федеральном уровне. Не без поддержки центра в городе бурно развивается строительство важных социальных объектов, таких как детские сады, общедоступные спортивные площадки. Считаю, что Метшин на своем месте. Наверное, поэтому и занимает первую строчку в рейтинге мэров.
Андрей Большаков — доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой конфликтологии Института социально-философских наук и массовых коммуникаций К(П)ФУ:
— В составлении рейтинга мэров ЦИК я участвую уже второй год. Иногда приходится давать общую оценку по Татарстану, но я не настолько подробно знаком с деятельностью главы, допустим, Набережных Челнов, чтобы давать экспертную характеристику по каким-либо его решениям. Соглашаюсь дать оценку деятельности только Ильсура Метшина. Мэр Казани представляется мне уверенным в себе человеком, твердо проводящим городскую политику. Он, по моему мнению, в одной команде с президентом Татарстана. Это, безусловно, эффективно, поскольку продуктивной является политика республики по отношению к городу. С точки зрения решений ряда городских проблем, того, как город перестраивает свою инфраструктуру, Метшин кажется мне фигурой отчасти, может быть, даже идеальной.