Банкротство граждан – процедура, новая в российском законодательстве. Несмотря на то, что раздел «Банкротство гражданина» давно уже предусмотрен Законом «О несостоятельности (банкротстве)», вступление в силу было приурочено к 01 октября 2015 года, к тому моменту, когда Арбитражные суды стали готовы к рассмотрению этих дел, увеличив численность судей и аппарат суда. Какие сложности скрыты в банкротстве граждан и кому может быть выгодно использование этого закона? До сих пор банкротство граждан привлекает к себе большое внимание, как стороны СМИ, так и со стороны практикующих юристов. Что мы видим из изменений законодательства: это увеличение размера требований для инициирования дела о банкротстве гражданина. Если для юридических лиц порог поднят до 300 т.р., то для физических лиц порог составляет не менее 500 т.р. Причем, граждане с таким размером задолженности имеют совершенно разные социальные статусы, начиная от обеспеченных граждан, которые поручились лично за свой бизнес, заканчивая гражданами, которые брали потребительский кредит на крупные покупки, путешествия семьей, ипотеку, поручители по кредитам своих знакомых или родственников и т.д., потому что не могли приобрести это на свою заработную плату или сбережения. И тем и другим гражданам придется нести одинаковые расходы для проведения процедуры их собственного банкротства, при этом для необеспеченных граждан эти расходы также являются значительными и могут оказаться полным финансовым крахом без перспектив и каких-либо надежд, когда в свою очередь для обеспеченных граждан – это возможность начать свою деятельность с чистого листа и без обременений.
Любое дело о банкротстве должника, связано с расходами на проведение самой процедуры. В первую очередь, обязательные и дополнительные расходы несет арбитражный управляющий, который впоследствии возмещает их из имущества должника. К обязательным расходам относятся публикации в газете Коммерсант и ЕФРСБ, почтовые расходы на отправку корреспонденции, оплата услуг лиц, привлекаемых арбитражным управляющим для осуществления своей деятельности и т.д. По приблизительным расчетам стоимость одной публикации в газете Коммерсант составляет 6-8 тыс. рублей, в ЕФРСБ – 713 рублей. Публикация о проводимых торгах может составлять до 30-50 тыс.рублей. Арбитражный управляющий обязан осуществить эти расходы, чтобы не быть привлеченным к административной ответственности за недобросовестность своих действий при проведении процедуры банкротства, при этом перспектива возврата денежных средств довольна туманна и без каких-либо гарантий. Взыскание компенсаций расходов с заявителя-кредитора или гражданина также окажется бесперспективным, если они окажутся неплатежеспособными.
Закон о банкротстве предусмотрел единовременное вознаграждение арбитражного управляющего в размере 10 тыс. рублей и дополнительное вознаграждение в размере 2% выручки от реализации имущества должника, а также поступивших денежных средств от взыскания дебиторской задолженности или в результате оспаривания сделок должника. Однако, вознаграждение в размере 10 тыс. руб. вносится заявителем-гражданином на депозит суда и может быть получено арбитражным управляющим только после завершения процедуры, даже при условии, если процедура будет длиться до 3-х лет. О формальном дополнительном же вознаграждении в размере 2% от стоимости полученных денежных средств, либо удовлетворенных требований кредиторов можно также говорить в перспективе до 3-х лет проведения процедуры, ведь при утвержденным судом планом реструктуризации долга, гражданин может не исполнить его по истечении года или двух при отсутствии заработка, и все опять вернется к процедуре его ликвидации, а арбитражный управляющий будет также нести обязательные расходы, в том числе ежемесячные взносы в СРО за проведение процедуры от 3-5 тыс.руб. и более в зависимости от требований саморегулированной организации, членом которой он является, тем самым увеличивая свои убытки.
Очередные же предновогодние декабрьские изменения законодательства о банкротстве внесли дисбаланс в деятельность арбитражных управляющих. Принятый в 2002 году «продолжниковый» Закон о банкротстве, изменившийся в 2015 году на «прокредиторский», в силу последних изменений в декабре 2015 года стал «прогосударственным», направленным на «зачистку» множества появившихся СРО и номинальных арбитражных управляющих. Изменения в компенсационном фонде СРО, уменьшение размера вознаграждений арбитражных управляющих и усиление их ответственности за любое незначительное нарушение вплоть до дисквалификации приводят к искоренению такой профессии, как Арбитражный управляющий. При этом, пострадают не только номинальные, но и реально работающие арбитражные управляющие. Теперь, перед каждым назначением на процедуру, арбитражный управляющий несколько раз подумает и прикинет все риски этого мероприятия, что он получит от него: убыток и возможную дисквалификацию или возможность заработать себе на жизнь.
В заключении необходимо отметить – трудно говорить о том, что Закон о банкротстве физических лиц это новая финансовая стратегии, которая обеспечивает удовлетворение интересов всех участников рынка. Значительный потенциал для должников, и для кредиторов по списанию безнадежных долгов не учитывает интересов главного лица – арбитражного управляющего. Таким образом, участие в процедуре банкротства гражданина-должника является чрезвычайно рискованным делом для арбитражного управляющего в его профессиональном и личном финансовом плане. Назначение на процедуру – это право арбитражного управляющего, а не обязанность. Поэтому, в очередной раз подписывать соглашение на назначение на процедуру банкротства гражданина – это значит согласиться со всеми рисками и ответственностью вплоть до дисквалификации за свои собственные деньги.
Бодров Кирилл Анатольевич. Арбитражный управляющий НП СОАУ Меркурий, Управляющий партнёр ООО Юридическая компания “За и Против”