Ольга Дергунова

Дама на хозяйстве

Кому и зачем глава Росимущества Ольга Дергунова решила продавать культурное и историческое наследие России

Ольга Дергунова

Интернет-газета «Век» опубликовала  статью «Российская игра в «американку» на крайне актуальную по нынешним временам тему – о судьбе  исторических и культурных памятников в стране, и о том, как о них планирует заботиться Росимущество в лице ее руководительницы Ольги Дергуновой. Госпожа Дергунова, как пишет автор статьи, прежде, чем сесть в кресло распорядителя всей российской госнедвижимости  в 2012-м году, в свое время сделала себе карьеру в московском представительстве американской компании Microsoft, став ее директором. В совершенстве освоившая американские методы ведения жесткого конкурентного бизнеса, Дергунова  сходу применила их к российской практике, за что ее прозвали  «укротительницей монстров».   И неспроста – «с появлением нового главы ведомства СМИ отметили множество конфликтов вокруг приватизации активов», – пишет  издание.  Конфликт конфликту рознь.  Все дело в том, что недовольство бизнес-среды  деятельностью Ольги Дергуновой было  и остается вполне  оправданным – ее методы сплошь и рядом не вписываются в рамки российской законности. И вот 17 января сего  года  Ольга Константиновна дала большое интервью правительственной «Российской газете», где пообещала сделать 2016 год «переломным», и к 2018 году полностью ликвидировать ФГУПы министерств. Конкретно речь идет о дележе их имущества и средств, а значит, впереди – новые войны, считает автор статьи, с мнением которого я не могу не согласиться.

Если коротко, то методы Дергуновой мало чем  отличаются от стиля самых жестких коллекторов с одной лишь разницей, что у Дергуновой возможностей гораздо больше. Она может на несговорчивых руководителей наложить огромный  штраф, напустить аудиторов из Счетной палаты и представителей других, еще более серьезных «органов». Также при необходимости она имеет возможность повлиять на судей в арбитражных спорах за тот или иной культурно-исторический объект, мотивируя подобное давление на служителей Фемиды радением о государственных интересах.   В этом году целью госпожи Дергуновой, судя по всему, станут сотни исторических зданий России, которым она стремится найти как можно быстрее новых собственников. «Центральные улицы крупных городов и райцентров на треть состоят из таких объектов культурного наследия. Их активные продажи начнутся в этом году», – заявила  Ольга Константиновна в упомянутом интервью.

Нелишне заметить, что центральные улицы таких крупных городов, как Париж и Лондон почти на сто процентов состоят из объектов культурного наследия, и местным властям почему-то не приходит в голову, в отличие г-жи Дергуновой, желание  быстрее их распродать или поменять владельцев. Тем более скоропостижно и с кондачка, как, это, увы, начало происходить в последнее время.

 Идея передать объекты культурного наследия новым рачительным хозяевам, пишет автор, с одной стороны, позитивна: бюджет освобождается от трат на содержание старинных усадеб и исторических зданий, возлагая их реставрацию на новых собственника. «Наша прямая задача на этот год – увеличивать количество участников торгов, конкурирующих за такие активы», – заявляет  Ольга Дергунова.

Но с другой стороны, и тут я разделяю беспокойство автора,  «в конечном итоге подобная приватизация может вылиться в традиционную схему, когда новому владельцу, к примеру, передают историческое место под торговый павильон, а спустя какое-то время признают прежнее решение «неправильным» и гонят его взашей, чтобы перепродать такое же разрешение новому владельцу».

Подобные подозрения  не  беспочвенны: в последние время  Росимущество «рождает» «большое  количество спорных, а то, по мнению юристов, и довольно сомнительных исковых заявлений к владельцам недвижимости о якобы незаконном приобретении ими в свое время исторических зданий. Создается впечатление открытия со стороны ведомства незримого фронта войны за перепродажу флигелей и городских усадеб минувших веков, на которые когда-то были выданы свидетельства о праве собственности».

За примерами такого рода ходить далеко не надо. Так, Территориальное управление Росимущества по г. Москве подало иск об истребовании и передачи ему «в освобожденном виде» объекта культурного наследия «Городская усадьба – Флигель, XVII-XIX вв.» по адресу: г. Москва, Нижний Кисловский пер., д. 6, стр. 2. Иными словами, Росимущество захотело отобрать флигель у его нынешнего владельца. В иске истец заявил, что в свое время у города Москвы отсутствовали полномочия по продаже этого спорного объекта приобретателю  – ЗАО «Компания «Старый дом», а прежние договора купли-продажи на здание якобы являются ничтожными.

И это при том,  что право собственности ответчика на здание площадью  было зарегистрировано в 2005 и 2008 годах, и ответчик находился в указанных помещениях с даты заключения договоров купли-продажи.

Вступившее в  силу решение Арбитражного суда города Москвы от 03.06.2015 года по этому делу № А40-5312/15, отказавшего в иске чиновникам, доказывает надуманность и необоснованность  подобных исков.  Под прикрытием заботы о возвращении в собственность государству памятников федерального значения, по сути, скрываются намерения нового руководства ведомства переделать существующий рынок недвижимости.

Та же «песня» в другом судебном деле: в 2015 году ТУ Росимущества по г. Москве аналогичным образом пыталось «истребовать из чужого незаконного владения», а проще говоря, отнять у ООО «Дом отдыха «Братцево», принадлежащего Союзу театральных деятелей РФ, объект культурного значения – «Усадьбу П.С. Щербатова XVII–XIX вв.: Главный дом XVIII в.». Это тоже лакомые для чиновников 1686 кв. метров недвижимости в Светлогорском проезде Москвы, на которые у ответчика имелись  не только документы о праве собственности, но и охранное обязательство по обеспечению сохранности этого культурного наследия, заключенное в 2012 году с Департаментом культурного наследия г. Москвы.

Как и в предыдущем случае, сроки давности для подобного иска давно прошли:  Дом отдыха «Братцево» 56 лет назад (!) был передан от государства профсоюзам, а затем право собственности на объект перешло к Союзу театральных деятелей РСФСР.  Отказывая Территориальному управлению Росимущества в городе Москве в удовлетворении иска, Арбитражный суд города Москвы в решении от 16 ноября 2015 года по делу № А40-152344/15 отметил: «Спорные объекты выбыли из собственности государства в 1960 г. на основании Постановления Совмина СССР от 10.03.1960 г. № 335. Истец обратился с иском 17.08.2015 г

Но если  судить из примеров, приведенных в публикации,  нынешние руководители Росимущества, похоже, нашли способ, как бороться с трехлетним сроком исковой давности, предусмотренным ст. 196 ГК РФ, но так мешающим изъятию у собственников зданий. В конце 2015 года чиновники выиграли судебную войну в первой инстанции, «отжав» у одной из компаний находящееся в столице историческое здание, на который право собственности было зарегистрировано еще в 2010 году. Казалось бы, как и в предыдущих случаях, срок исковой давности истек. Но представитель Территориального управления Росимущества в Москве заявил в суде, что о нарушении его «права» на исторический объект истец узнал лишь 24 декабря 2014 г. при получении выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП). А до этого, мол, не знал-не ведал, как ущемлялись исконные права ТУ Росимущеста на оспариваемый объект…

В результате подобной «корректировки» с применением ст. 200 ГПК, которая означает, что «истечение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права»,  чиновники отжали-таки вожделенное здание у фирмы, пять лет имевшей на объект зарегистрированное право собственности. Как я уже отмечал выше, судя по всему, руководство Росимущества нашло способ оказывать давление на судей, прикрываясь железным постулатом, что ведомство радеет за интересы государства.

Создается весьма тревожная ситуация. С одной стороны Росимущество стремится по-быстрому распродать объекты культурного наследия по всей стране. А с другой сплошь и рядом находит возможность предъявить свои права на уже проданную новым владельцам историческую недвижимость.

Заложниками этой ситуации стали по сути сегодня владельцы всех исторических зданий, расположенных в самых престижных местах столицы. А завтра подобная неправовая практика может быть распространена на всю страну. Это не пойдет на пользу ни объектам культурного наследия, ни российскому малому и среднему бизнесу, который сомнительные методы Росимущества приучают не доверять государству. И это на фоне предостережений президента страны Владимира Путина не вставлять палки в колеса малому и среднему бизнесу, а всячески поддерживать его.

Представляется, что здесь есть о чем подумать и принять серьезные решения правоохранительным органам, в первую очередь Генеральной прокуратуре РФ.

Алексей Васильев, кандидат экономических  наук

Ранее

Нападение на журналистов в Ингушетии вызвало возмущение Кремля

Далее

Дональд Трамп: Путин - «сильный лидер»

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru