Что думают политологи по поводу возврата в избирательные бюллетени «протестного» пункта
Открывая 25 сентября осеннюю сессию верхней палаты парламента, спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко неожиданно для многих предложила обсудить возвращение в избирательные бюллетени графы «против всех». По ее словам, это «позволило бы более четко понимать политический настрой россиян и адекватно реагировать на протестные настроения».
Очевидно, что такие заявления политиками подобного уровня «от себя» не делаются. Тем более, что еще буквально пару лет назад, в ноябре 2011 года мнение Матвиенко по поводу возврата графы «против всех» было ровно противоположное: «Кто-то считает, что если будет существовать эта графа, то избирательная процедура будет более демократичной – это не так, эта графа не панацея. Если избиратель приходит на выборы, логично, что он высказывает свою позицию и делает осознанный выбор среди имеющихся партий».
Вероятно, по результатам многочисленных выборов разного уровня, прошедших в единый день голосования 8 сентября, в Кремле были сделаны определенные выводы и намечены конкретные меры, одну из которых и озвучила Валентина Матвиенко.
«Есть, конечно, разные точки зрения. Давайте пообсуждаем. Мы должны с опережением делать какие-то политические шаги, а не вдогонку. На мой взгляд, это сейчас актуально», – добавила глава Совета Федерации.
Заявление Матвиенко фактически поддержал председатель правительства и лидер «Единой России» Дмитрий Медведев. «Я думал об этом, с коллегами обсуждал, – сказал премьер-министр. – У меня к этому двойственное отношение. Я в принципе не возражаю, она (графа «против всех» – ред.) может принести определенную пользу».
Польза от этой графы, по словам Медведева, в том, что избиратели могут свой выбор сделать не косвенно – «пусть кто угодно, а не эта опостылевшая власть, а прямо написать, что я против всех».
Сопредседатель движения «Голос» Григорий Мельконьянц считает, что возвращение графы – необходимость, которая выгодна всем сторонам: власти, партиям и избирателям. «У избирателей должна быть возможность выразить свою позицию по отношению к кандидатам или партийным спискам». Сейчас же, по его словам, «избиратели могут только портить бюллетени, и мы можем косвенно определять по количеству недействительных бюллетеней процент несогласия с тем «меню», которое представлено в бюллетене».
«Пункт «против всех» выгоден и оппозиции, у которой появится инструмент давления на тех выборах, где, например, были сняты ее кандидаты», — продолжает Мельконьянц. В подобных случаях они могут обратиться к своим избирателям с призывом выразить свое недоверие всем допущенным к выборам кандидатам.
Что же касается власти, то, по мнению эксперта, эта графа ей выгодна потому, что «протестный избиратель будет выбирать теперь не только между оппозиционерами, но и строкой «против всех».
«Люди должны иметь возможность сказать, что им все противно», – считает эксперт фонда Карнеги Алексей Малашенко. И с этой точки зрения графа «против всех» важна. «Когда такой пункт в избирательных бюллетенях отсутствует, многие люди не ходят на выборы. Но когда они будут знать, что их мнение о том, что им все не нравится, доходит до верхов — это очень важно», – уверен он. При этом, Малашенко считает, что «таких очень много – почти половина из тех, кто имеет право голоса».
Первый вице-президент фонда «Центр политических технологий» Алексей Макаркин считает, что появление в бюллетенях графы «против всех» «повысит активность избирателей и привлечет их на избирательные участки». А для руководства страны это «не очень опасно», потому что голоса граждан, выступивших против всех, «все равно оппозиции не отойдут, и значительная их часть при распределении» достанется партии власти.
Политолог Григорий Голосов уверен, что предложение Валентины Матвиенко вернуть графу «против всех» играет на укрепление позиций «Единой России». «В условиях, когда ЕР получает на выборах менее 50% голосов избирателей, она может получить большинство мест в парламенте только если некоторая часть голосов будет «потеряна» путем голосования за партии, не преодолевающие установленный барьер», – считает Голосов. Поэтому выходом для «Единой России» в этой ситуации было бы возвращение в избирательные бюллетени графы «против всех», поскольку голоса, отданные за этого «кандидата», также распределяются среди партий победительниц», — считает Голосов.
«На мой взгляд, если ситуация изменилась, то в ту сторону, что графа «против всех» становится еще менее нужной. То обилие всевозможных партий, которые сейчас существуют, значительно больше, чем то, которое было два года назад, когда Валентина Ивановна, напомню, была убежденным противником графы «против всех», – говорит руководитель Международного института политической экспертизы Евгений Минченко. – Выгодоприобретателем, в случае, если бы графу «против всех» сейчас вернули, выступала бы «Единая Россия», поскольку голоса, отданные против всех, перераспределяются между партиями, прошедшими барьер. А «Единая Россия» занимает в большинстве случаев первое место. И единороссам это могло бы добавить какие-нибудь дополнительные мандаты».
«Графа может быть интересна для людей как возможность такого рода кампании-агитации за голосование против всех, как возможность щелкнуть по носу политический класс», – говорит президент Института национальной стратегии Михаил Ремезов.
Директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов считает предложение Матвиенко «архаичной мерой». «Два года идет политическая реформа, расширяющая политическую часть, – говорит Орлов. – Совершенно очевидно, что у граждан, которые хотят сделать ответственный выбор, то есть не просто высказаться против системы, а поддержать какую-то оппозиционную партию или оппозиционного политика, такой выбор есть. Неслучайно, в развитых демократиях нет графы «против всех» — это стимулирует граждан определиться с тем, в чем заключается их содержательное недовольство, какую альтернативу они хотели бы поддержать. Одним словом, это будет шаг назад, который вряд ли улучшит политическую ситуацию в стране».
Руководитель партии «Яблоко «Сергей Митрохин считает правильным возвращение графы «против всех», поскольку это вернет гражданам право выразить свое недоверие всем кандидатам. «Для власти это, вероятно, выгоднее, чем если народ будет голосовать за оппозицию. Как лидеру оппозиционной партии мне, может быть, это не выгодно. Но в данном случае я рассуждаю с точки зрения закона и прав граждан. Вопрос политической выгоды здесь не должен стоять на первом месте», – считает Митрохин.
За возвращение графы выступил и лидер партии «Гражданская платформа» Михаил Прохоров. «Считаю, что вернуть графу «против всех» нужно – у людей должен быть выбор и право сказать «нет» всем допущенным до выборов кандидатам. Графа эта важна, потому что в случае, если кандидат «против всех» набирает большинство, то это диагноз и власти, и оппозиции», – заявил Прохоров.
Кстати, опрос, проведенный «Левада-центром» в конце сентября, показал, что за возврат графы «против всех» высказались 78% респондентов, хотя еще в 2011 году эта цифра составляла 71%. Как пояснил социолог Алексей Левинсон, это говорит о том, что у избирателей нарастает «общее разочарование в политических лидерах прошлых лет».
Александр ЯКОВЛЕВ
На фото: Валентина Ивановна Матвиенко
Фото: vladtime.ru