Связанный санкциями Крым остаётся для многих местом свободы и раскрепощённости
Столицей нудизма в Крыму, бесспорно, является Коктебель. Это небольшой курортный посёлок на южном берегу, плотно застроенный обшарпанными палатками и кафешками, которые заманивают обгоревшего туриста с пивным животиком запахом жареных шашлыков. А шум морского прибоя здесь до поздней ночи сопровождается ресторанным шансоном наперебой с прошлогодней попсой.
Непосвящённым может показаться шуткой, но сто лет назад Коктебель был культурным центром полуострова. И это заслуга поэта и художника Серебряного века Максимилиана Волошина. Он построил на побережье дом, где работали и отдыхали Марина Цветаева и Осип Мандельштам, Анна Ахматова и Николай Гумилёв, Андрей Белый и другие.
Волошин — “отец нудизма”?
Местные жители приписывают Волошину и другую заслугу — говорят, именно он основал движение нудистов и открыл первый пляж для желающих отдыхать без одежды. В доме-музее поэта с такой интерпретацией не совсем согласны.
— Бедный Волошин, — вздыхает замдиректора культурного учреждения Татьяна Свидова, — и нудист, и хиппи, и я не знаю… Ну что я вам на это скажу? Читайте Волошина, читайте воспоминания о нём современников. У него своя философия была вообще ношения одежды и своё отношение к как таковому нудизму в частности.
Философию “ношения одежды” по Волошину, скорее, правильней называть философией избавления от неё. Нудизм он не пропагандировал, но искупаться голым любил.
— Дело в том, что в немецких традициях есть такое понятие efkaka — культура обнажённого тела. И купание должно происходить без одежды, чтобы получать от этого наслаждение. Но это не значит — публично выйти голым на пляж. Дело в том, что когда здесь никого и ничего не было, то почему бы и не купаться обнажённым? Я тоже это люблю, — поясняет экскурсовод Светлана.
К провокационным вопросам она привыкла — видно, что отвечает далеко не первый раз. При этом говорит очень воодушевлённо, чуть дрожащим голосом, как будто хочет хоть немного донести до позёвывающих туристов атмосферу богемного литературного прошлого этого места.
А слухи об открытии Волошиным якобы первого нудистского пляжа объясняются просто. Пляж действительно был, но не нудистский, а совместный — для мужчин и женщин, что не все были готовы принять. С нововведением боролись, писали жалобы, но хозяин отстоял в суде право распоряжаться территорией перед своей усадьбой по своему усмотрению.
Как бы то ни было, нудистскому пляжу в Коктебеле больше века. Он пережил царские годы с религиозными табу, а затем и советское ханжество. Хотя территория немного сократилась и оказалась почти в центре, потому что посёлок активно застраивается и захватывает новые территории.
Чтобы найти нудистский пляж в Коктебеле, нужно идти по набережной в сторону горы Карадаг. Своеобразным указателем является семейный склеп Эдуарда Юнге — окулиста и основателя посёлка, а также близкого друга Максимилиана Волошина. С этого холма открывается отличный вид на город, море и … отдыхающих. Пока их немного, начало лета выдалось дождливым, но к июлю места на пляже будут занимать с утра. Однако прохладная вода и периодически накрапывающий дождь не мешают некоторым полностью сбросить одежду — просто для комфортного купания или чтобы “слиться с природой”.
Олег и Ирина пришли на пляж с маленьким ребёнком. Они местные и говорят, что отдыхают на этом пляже, потому что живут неподалёку. К нудизму относятся просто: муж и сын отдыхают голыми, супруга — в купальнике.
— Что тут такого? Просто тело во всех местах загорает, те же прыщики солнце лечит. В том числе, извините за выражение, на заднице, — поясняет Олег. — Очень интересно наблюдать за людьми, которые приходят, расстилаются, а потом оглядываются и не могут понять, куда они попали. Как-то профессор приезжал знакомый, ему сказали: справа обычный, слева нудистский. Ну он не запомнил, а потом пришёл и вечером делился впечатлениями: сначала пребывал в шоке, а потом понравилось.
— Люди приезжают сюда ради того, чтобы раздеться. И это изюминка Коктебеля, — добавляет Ирина. — Раньше нудистский пляж был больше, а сейчас сместилось. Он никак не обозначен, но все знают. Вообще, если запретят, будет отток туристов. Пусть будет — ведь никто никого не заставляет смотреть.
Удалось побеседовать и с приезжими. Все подтвердили, что Коктебель выбирают именно за нудистский пляж. Марина и Николай с двумя детьми приехали из Москвы.
— Мы впервые на нудистский пляж пришли, когда ещё у нас не было детей — были молодые, беззаботные. А детям всё равно, они бегают, отдыхают, — рассказывает Марина. — Вообще, много людей, которые годами здесь собираются. Поэтому я бы на месте властей оставила бы всё так, как есть. А ввести обозначение можно. Только нужно оно, скорее, тем, кто не ходит на нудистский пляж. А нам всё равно.
Нудизм для Марины и Николая — просто отдых. Но есть и такие люди, для которых это целое движение, даже философия. Они держатся вместе, списываются на форумах, делятся едой и вином, и даже праздники у них свои есть.
Улыбчивая и очень общительная Настя уже второй год приезжает в Коктебель из Сибири. Признаётся, что нашла здесь свой дом. Прям как Волошин, который сто лет назад писал: “Я не рождён в Коктебеле, но я усыновлён этой землёю”.
— Коктебель — это мистическое место, тут невозможно спрятаться, — подтверждает Настя слова поэта. — А местный нудистский пляж — это тусовка прежде всего. Тут очень много таких, для кого это философия единения с природой, образ жизни. Мы ведь все одинаковые, зачем выдумывать что-то лишнее?
Можно встретить и тех, кто попал на нудистский пляж случайно, но совершенно этого не стесняется.
— Я просто трусы дома забыл. А вообще, меня это не парит, так даже прикольнее плавать, — смеётся Рома, молодой парень с дредами. Он отдыхает со своей девушкой Настей, но она купается в шортах. Стесняется, пояснил Рома.
Фингал за ню
Надо сказать, отдыхающие на нудистском пляже — люди действительно без комплексов, по крайней мере в общении. Ни один не отказал в комментарии. Некоторые потом даже догоняли, чтобы досказать то, что не пришло сразу в голову. Только вот к съёмке относятся резко, с фотоаппаратом здесь лучше не прогуливаться. По словам 30-летней Стаси, которая отдыхает в Коктебеле с трёх лет, бывают даже драки.
— Есть маньяки. Мы их вычисляем, наши мужики их периодически прессуют, выбрасывают в море фотоаппараты, — рассказывает она. — Вот в прошлом году долго-долго ходил мужик. Мы не понимали, чего он курсирует по берегу. В какой-то момент наши мужчины уже напряглись: подошли, расспросили, посмотрели, что у него в пакете. А там телефон, приклеенный скотчем к этому пакету с прорезанной дыркой под камеру. Отобрали, конечно. И таких ситуаций тут море.
Ирина, которая держит магазин напротив пляжа, к кипежу привыкла. Правда, говорит, зачинщиками выступают чаще любопытные под градусом. Своим клиентам характеристику даёт исключительно положительную: “Выручку делают, не мусорят. И, главное, нагишом сюда не заходят. Никто. Но если кто-то вдруг и забредёт, моментально отсюда выходит. Мы не обслуживаем голых”.
Однако большинство предпринимателей костюмы Адама и Евы не смущают. Устраивают специально для нудистов праздники, некоторые из них даже отмечены на туристических сайтах. Например, День Нептуна, когда местные художники, не бесплатно, конечно, раскрашивают обнажённых туристов, которые проходят потом через весь посёлок. Конкуренция между желающими заработать на отдыхающих, надо сказать, недетская.
— Там один мужчина есть, который раньше художником был и картины рисовал, а теперь девок разрисовывает. Одной и той же кисточкой в стакане полощет и всех девок по ракушкам, парней — по концам-е*анцам. То там ушки у них, то глазки… — возмущается баба Люба. Именно так она сама себя называет, а туристы и журналисты давно окрестили её самой настоящей достопримечательностью Коктебеля.
Колоритная и харизматичная баба Люба сделала бизнес из ничего. Она развлекает приезжих частушками собственного сочинения, рифмуя пошлые строчки с именами клиентов. Но самое главное — особый ритуал: каждый получает подзасохший букет полевых цветов, называемых “пое*ень-травой”, на успехи в половой жизни. На удивление, многие воспринимают эту игру всерьёз. О результатах судить сложно, но как минимум настроение поднимает.
— Что естественно, то не безобразно. Надо, чтобы потом дети не удивлялись и знали, что у папы есть, что у мамы, — отвечает баба Люба на вопрос о нудистских пляжах. — Там попадаются мальчики с мальчиками, девочки с девочками. Я не осуждаю, пусть живут в своё удовольствие. Но, когда они ко мне на приём приходят, я им даю напутствие. Ну мальчиков не переделаешь, а девочек иногда получается. Говорю им: “Девочки идём на приём, определяться начнём”. Потом смотрю, девочки уже с мальчиками на велосипеде катаются.
Перечень нудистских пляжей Крыма можно легко найти в Интернете, хоть у них и нет официального статуса. Они никак не огорожены, к ним нет указателей. В вопросе выбора места отдыха в неглиже власти надеются на благоразумие людей.
— Законодательно никто не будет регулировать нудистские пляжи. Я думаю, граждане себе сами найдут место, где можно уединиться и купаться обнажёнными, — считает глава Крыма Сергей Аксёнов. Так он комментировал скандал, связанный с откровенным фото актёра Алексея Панина с крымского пляжа.
Глава комитета Госсовета Крыма по санаторно-курортному комплексу и туризму Алексей Черняк подтвердил, что вопрос о закреплении законом пляжей за нудистами никто ранее не поднимал.
— Инициатив (по определению границ) не было. И думаю, что не стоит (этого делать). Должны быть какие-то моральные общепринятые нормы. А то потом кто-нибудь захочет нетрадиционные пляжи, потом ещё что-нибудь. Пусть желающие собираются в своих местах, ради Бога. А прописывать до такой степени… потом точно дойдём до этой дебильной Европы, — сказал он.
Между тем в правоохранительных органах Крыма считают, что рассмотреть возможность обозначения нудистских пляжей всё-таки стоит, так как иногда поступают жалобы. По большей части в полицию, но достаётся и прокуратуре.
— В прошлом году, я помню, было одно обращение по поводу нудистского пляжа в Коктебеле. Но оно было устное, не письменное… И возмущение людей понятно: не надо нарушать законные и моральные права тех людей, которые, например, приехали семьями и не хотят, чтобы дети наблюдали за голыми тётями и дядями. Необходимо проверить это всё на соответствие нормативам и требованиям закона, — отметила прокурор республики Наталья Поклонская, посоветовав “думать о других”.
Скорее всего, такой рецепт останется актуальным ещё долго, потому что большая часть жителей Крыма привыкли к нудистским пляжам и относятся к ним более чем лояльно. Может быть, вопрос поднимут, когда полуостров станет интереснее для иностранных туристов, а пока десятки диких пляжей готовы тепло принять российских нудистов. Больше всего таких мест на южном берегу. Это Судак, Новый Свет, Алушта, Гурзуф, почти все закрытые бухты, наиболее известна Лисья. А с наступлением темноты в Крыму вообще купаются без одежды повсеместно.
Источник: “Life”