Прокуратура заинтересовалась тратами губернатора Калининградской области Николая Цуканова
Губернатор Калининградской области Николай Цуканов получил представление прокуратуры за необоснованные выделения средств из регионального бюджета. Речь идет о премиях на сумму 9,9 млн рублей. По мере усиления влияния силовиков на политический процесс губернаторы теряют «ореол неприкосновенности».
Еще в 2015 году, за несколько месяцев до губернаторской кампании, представители правоохранительных органов Калининградской области получили премии от правительства региона. Суммарно власти потратили 9,9 млн рублей. Как уже писала «Газета.Ru», выделение таких средств не соответствовало законодательству. Дело в том, что любые траты на поддержку полиции должны идти из федерального, а не регионального бюджета.
Региональное отделение «Трансперенси Интернешнл — Россия» решило не оставлять историю и направило запрос в прокуратуру, чтобы та проверила историю с премиями Цуканова. Силовики согласились с тем, что средства были выделены не совсем законно, однако изначально не хотели принимать каких-либо мер.
Пресс-секретарь калининградской прокуратуры Оксана Пономарева объясняла тогда «Газете.Ru», что деньги пошли по прямому назначению. Тем более что участковые в регионе зарабатывают не так много в условиях частых переработок. Представитель прокуратуры пояснила, что правительство пообещало не допускать подобных нарушений в дальнейшем.
Однако на днях ситуация приняла новый поворот. Делу решили дать ход. «Трансперенси» получило информационное письмо из прокуратуры, согласно которому в адрес правительства направлено соответствующее представление.
Этот факт «Газете.Ru» подтвердили и в отделе по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции. Источник в отделе пояснил: если в течение 30 дней на представление не будет никакой реакции, то «право и обязанность» прокуратуры — обратиться в суд, чтобы все-таки деньги были возмещены бюджету.
Впрочем, собеседник «Газеты.Ru» подчеркнул, что вначале надо дождаться реакции со стороны калининградских властей. Представление было отправлено 21 июня.
Последнее время силовики все чаще обращают внимание на проблемы с соблюдением законодательства у губернаторов российских регионов.
Апогеем послужили уголовные дела против теперь уже экс-губернатора Коми Вячеслава Гайзера и пока еще действующего губернатора Кировской области Никиты Белых.
Против Гайзера были возбуждены дела по ст. 210 (преступное сообщество) и 159 (мошенничество) УК России. Белых же в прошлую пятницу был арестован в одном из московских ресторанов, якобы во время получения крупной взятки.
В марте прошлого года был арестован губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин. В отношении его было возбуждено дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 291.1 УК России (посредничество во взяточничестве).
Экс-сотрудник администрации президента (и бывший заместитель полпреда главы государства в Уральском федеральном округе) Андрей Колядин считает, что проблемы губернаторов с законом возникают в том числе вследствие того, что они перестали входить в политический класс.
«Раньше они действительно были теми, кто управляет государством и финансовыми ресурсами. Они имели возможность влиять на глобальные процессы, принятие политических решений», — считает собеседник «Газеты.Ru». По его мнению, тренд изменился где-то год назад.
Немаловажно, что раньше губернаторы могли повлиять на назначение человека на должности руководителей территориальных органов федеральных министерств. Сейчас же силовиков часто назначают без согласования с губернаторами. Те, конечно, могут им помочь в обустройстве на новом месте, но это необязательно породит зависимость, считает Колядин.
«Кто-то, может, и считает себя обязанным за помощь с тем же жильем. Но это вкусовщина. Кто-то уверен, что губернатор и так должен помогать обустройству», — говорит он. Эксперт отдельно выделяет случаи, когда силовики вмешиваются в сбор «серых» средств на политическую кампанию, сильно усложняя жизнь руководителям регионов. Тем более что ответственность за результат и сбор денег с губернаторов никто не снимает.
Политолог Леонид Давыдов считает, что губернаторы перестали быть политическим классом очень давно, еще в районе 2006–2007 годов, а громкие дела случались и ранее. Экс-губернатор Тульской области Вячеслав Дудка, например, получил обвинение во взятке еще в 2011 году, что привело к приговору в 2013-м.
Другое дело, что сейчас активность силовиков, в том числе в создании проблем для политического менеджмента, действительно усилилась, считает эксперт.
Особенно это отразилось на ушедшем сезоне, когда активно велась подготовка к думским выборам.
Ореола больше нет
Усиление связано с борьбой за влияние на кампанию в 2018 году. «После президентских выборов будет разбор, кто и что сделал для кампании», — рассуждает Давыдов. По его мнению, громкие аресты губернаторов были для внутриполитического блока Кремля явно незапланированными.
Источник «Газеты.Ru», связанный с силовыми структурами, уверяет: правоохранительные органы и раньше реагировали на «сигналы», в том числе и по губернаторам. Просто раньше эта информация меньше освещалась в СМИ. Впрочем, что касается громких арестов, то в последние годы их действительно стало больше, согласен источник. Губернаторы, похоже, лишились некоего «ореола неприкасаемости».
Собеседник «Газеты.Ru» предполагает, что в условиях непростой экономической ситуации некоторые силы могут пытаться раскачивать ситуацию в сторону усиления социального недовольства, используя проблемы в регионе.
«А значит, на местах нужны вменяемые люди, к которым, по крайней мере, сохраняется адекватное отношение. Как минимум, чтобы не нужно было решать некоторые ситуации в ручном режиме», — рассуждает собеседник «Газеты.Ru».
Политолог Леонид Давыдов считает, что в случае Цуканова и представления в отношении его работает еще и то, что представители правоохранительных структур видят, что происходит вокруг.
«Они же видят, что делают их коллеги на федеральном уровне. Вот и себе начинают позволять определенные вещи», — уверен эксперт.
Калининградский источник «Газеты.Ru» объясняет, что ситуация изменилась со сменой прокурора области. Раньше подобные запросы могли искусственно притормаживать.
Впрочем, на положение Цуканова ситуация с представлением прокуратуры вряд ли сильно повлияет. Губернатора регулярно прочили в отставку в разное время, но ее так и не случилось. В последнем рейтинге близкого к Кремлю Фонда гражданского общества калининградский губернатор даже получил снижение позиции за отмены результатов праймериз «Единой России» на одном из участков.
«Я не думаю, что его положение как-то изменяется в последнее время. Да, есть вопросы. Но нет воли его убрать», — поясняет источник, близкий к Кремлю. История с тратами на поощрение участковых может стать не более чем одним из аргументов при обсуждении судьбы Цуканова в будущем.
Андрей Колядин между тем считает, что действия чиновника, оплатившего премии полицейским из регионального бюджета, вполне можно понять. В прошлом в регионе действительно были программы поддержки различных слоев населения, в том числе и правоохранителей. Но постепенно вся эта поддержка перешла на федеральный уровень.
«Теперь эта поддержка — уже не целевое расходование средств. Все перекидывается на федеральный центр из-за общей скудости ресурсов. При этом именно люди на местах лучше понимают, что будет работать, а что — нет. А с федерального уровня тяжело понять все нюансы на территории», — резюмирует эксперт.
Андрей Винокуров
Фото: kommersant.ru
Источник: “Газета.ru”