Вслед за дорогостоящей косметикой в кредит ловкачи стали продвигать в кредит парогенераторы, лечебное постельное бельё и матрасы, а также фильтры для воды
Количество жалоб на мошеннические с точки зрения потребителей кредиты за последний год возросло в шесть раз, констатирует проект общероссийского народного фронта “За права заёмщиков”. В текущем году из почти двух тысяч жалоб — каждая четвёртая на навязанные кредиты на покупку дорогостоящих и, как правило, ненужных вещей.
Коммерсанты придумывают всё новые схемы сравнительно честного отъёма денег у населения: печально известные кредиты на “чемоданчики” косметики начинают вытеснять кредиты на постельное бельё, на лечебные матрасы, чудо-технику и фильтры для воды. Жертвами становятся в основном пенсионеры, которые не глядя подписывают кредитные договоры на десятки тысяч рублей за ненужную им технику.
Суть схемы схожа с “косметическим” мошенничеством. Выбирается продукция (например, сложная техника или постельное бельё) или услуга, которую по закону после продажи невозможно вернуть, тщательно составляется договор на кредит или рассрочку — и жертва вынуждена платить, так как расторгнуть договор по закону почти невозможно. Лайф приводит самые популярные способы-мифы, которые позволяют изымать деньги у населения.
Открывающиеся во многих российских регионах “Центры здоровья” — практически прямой “потомок” схемы используемой продавцами “израильской” косметики DeSheli. Жертвам предлагают пройти бесплатную медицинскую процедуру. Пожилым людям, например, — “диагностику сосудов”, молодым — диагностику кожи или волос. При проведении процедуры выясняется, что “вот-вот оторвётся тромб” или “грозит облысение”.
Перепуганным пациентам предлагают заключить договор на курс дорогостоящего лечения. Например, в новосибирской “Биосфере” клиентам навязывали 125 процедур для кожи в течение двух месяцев на 104 тыс. рублей. Только дома выяснилось, что, согласно договору, обычный пилинг, который в местном салоне красоты обходился максимум в тысячу рублей, по её абонементу стоит 6,5 тыс. рублей.
— Опомнилась только дома, — рассказывает Светлана Митрофанова. — Получается два месяца таких сверхдорогих косметических процедур, но потом ещё три года кредит отдавать?
Просто так, понятно, разрывать договор “косметологи” не будут, а в лучшем случае заставят заплатить за “бесплатную” процедуру по двойному-тройному тарифу.
“Приходите за подарками на презентацию лечебного постельного белья! — приглашает по телефону милый молодой голос. — Эксперты здорового сна приглашают вас принять участие в нашем празднике известной европейской компании “Лама голд”.
Обзвон обычно идёт по целевым аудиториям: это либо молодые мамы с детьми, либо пенсионеры. К каждой целевой аудитории у коммерсантов особый подход. В первом случае упор делается на больное место всех молодых мамочек: “Хотите оздоравливающее постельное бельё, очень полезное для деток, гипоаллергенное?”, во втором — на больное место пожилых: “Хотите решить проблемы с суставами? Бессонницей? 88% этих проблем можно решить без лекарств!”. Каждого участника ждёт подарок, обещают коммерсанты. На презентации ушлые “менеджеры” умело преподносят банальные чудо-выгоды от белья из “шерсти ламы” (на поверку, понятно, речь идёт об обычных одеялах или подушках из шерсти овцы). Вам расскажут о “европейских исследованиях”, подтвердивших уникальные и полезные свойства этого белья: и остеохондроз с ревматизмом оно вылечивает, и давление снижает, и сердечную деятельность стабилизирует, а для аллергиков только это и есть спасение. А в обычном белье, не забудет указать оратор, страшные пылевые клещи заводятся, которые размножаются и паразитируют на беззащитном теле своих спящих хозяев! О том, какие эти зверюги страшные, пришедшим покажут целый фильм, а вот на чудо-белье пылевые клещи, дескать, не живут! По его словам, 60—80 тысяч за одеяло (аналогичные в Интернете можно найти за 2—4 тыс. рублей) не сильно высокая цена за здоровье.
Попавшим на крючок одеяла доставят на дом. Смысл этого сервиса не только в том, чтобы оказать услугу покупателю. Привозя товар в квартиру, курьер сразу же рвёт упаковку, застилая хозяйский диван или кровать. Ведь в договоре записано, что вернуть можно только товар в ненарушенной упаковке.
Впрочем, вместо “лечебного” постельного белья мошенники могут использовать и другие “лечебные” товары. Например, в Волоколамске продают “лечащий матрас” из супер-чудо-материала за 60 тысяч рублей. Для пенсионеров предусмотрены “удивительно низкие” процентные ставки по кредиту на этот чудо-девайс — 36% годовых.
Бесценная техника
Ещё одна группа дорогостоящих товаров, которую доверчивым покупателям представляют как чудо, — это известные пылесосы “Кирби” и пароочистители SteamRay. Пылесосы коробейники продают в среднем за 4 тыс. долларов, пароочистители — около 100 тыс. рублей. Схема развода также не сложна, и обычно на неё “ловятся” пожилые люди.
Многие из них сами приглашают бескорыстных молодых людей к себе в дом, не подозревая, что действуют молодые люди совсем не бескорыстно. Продавец на дому у клиента проводит презентацию товара, рассказывая о его превосходных качествах, предлагая сначала ненавязчиво, а потом всё более и более настойчиво его приобрести.
В регионах схема стала настолько популярной, что компания “Кирби” открыла горячую линию — чтобы принимать претензии от потребителей, которые считают себя обманутыми. Пенсионерам обещают вернуть деньги, а с компанией-партнёром, продавшей аппарат, обещают расторгнуть договор.
Фильтры для “опасной” воды
В квартире раздаётся звонок в дверь, и приятная молодая женщина сообщает, что случилась авария и СЭС проводит бесплатное исследование водопроводной воды. Конечно, практически каждый пенсионер, да и не только он, откроет дверь представителю управляющей компании — тем более если была “авария на Водоканале”. В разводе обычно участвуют два человека: на кухне расставляют баночки и тут же демонстрируют, что вода из-под крана после добавления непонятных реагентов (по их утверждению, разработанных на оборонных заводах и отсутствующих в свободной продаже) окрашивается в грязно-коричневый цвет. Зато вода, пропущенная через фильтр, уже не даёт такой реакции.
В итоге жертва становится обладателем фильтра за 60 тыс. рублей, который в ближайшем магазине стоит максимум три.
У “счастливого” обладателя нового кредита и сверхдорогого чудо-товара два варианта дальнейших действий. Во-первых, как-то договориться с продавцом о возврате товара (это возможно, например, в случае покупки техники) и, пользуясь периодом “охлаждения” (14 дней), отказаться от уже выданного кредита. Опасаясь огласки, коммерсанты за некоторые “отступные” соглашаются разорвать договор.
Второй вариант — суд, который может длиться много месяцев, и не факт, что фирма будет жива к моменту, когда он закончится.
— В случае продажи техники или навязанной услуги вероятность вернуть деньги через суд очень велика, — говорит глава проекта ОНФ “За права заёмщиков” Виктор Климов. – Проблема в том, что мошенники часто меняют юрлица, и, когда их клиент получит исполнительный лист, предъявить его бывает уже некому.
Источник: “Life”