Светлое будущее автопрома: самосвал на нейросетях

Нейросети – это не только Prisma и песни в стиле «Гражданской обороны». Это технология, которая целиком изменит мир привычных нам вещей. Например, транспорта

1

Эксперты уверяют: уже через пять-десять лет беспилотные автомобили на нейросетях станут обыденностью. В первых рядах технического прогресса оказался отечественный КАМАЗ.

«Яндекс» будет внедрять на грузовиках КАМАЗа технологии искусственного интеллекта и нейронных сетей. Такое соглашение компании заключили 24 августа на Московском международном автосалоне.

«Речь идет также о создании высокоточных карт и решений для полуавтономного управления автомобилем, основанных на комплексе технологий искусственного интеллекта “Яндекса”: компьютерного зрения, машинного обучения, речевых технологий», – пояснили «Водителю Петербурга» в компании.

Ранее генеральный директор КАМАЗа Сергей Когогин уже говорил, что производитель рассчитывает начать серийное производство беспилотных машин в 2025 году. А в феврале 2015 года было объявлено о совместном проекте завода и российской IT-компании Cognitive Technologies по созданию автомобиля на автономном управлении.

В рамках Московского международного автосалона КАМАЗ и «Яндекс» совместно показали уже готовую новинку – прототип беспилотного автобуса «Шаттл». В нём вообще не предусмотрено место для водителя. Транспортным средством управляет искусственный интеллект, который ориентируется на местности с помощью радаров, камер и ультразвуковых датчиков.

Создатели «Шаттла» полагают, что такие автобусы можно будет применять уже в 2018 году во время чемпионата мира по футболу. Правда, о полностью самостоятельном управлении речи пока не идет. Автобус будет передвигаться только на закрытых территориях по заранее проложенным маршрутам.

Но возможности искусственного интеллекта и компьютерного зрения, которые можно применить на транспорте, на самом деле, гораздо шире. Нейросеть можно обучить распознавать и объезжать препятствия, реагировать на возможные аварии. При этом она лишена минусов человеческого фактора, из-за которого зачастую и происходят ДТП.

А пока крупные гиганты вроде Google и Tesla тестировали свои самоуправляемые новинки, в декабре прошлого года американский хакер Джордж Хоц самостоятельно собрал в своем гараже беспилотный автомобиль, переделав его из обычного. Изобретатель обучил систему управлять автомобилем даже в сложных условиях, с которыми не справляются Google и Tesla – к примеру, во время снегопада или с малозаметной разметкой. Это стало возможным именно благодаря технологии самообучающейся нейросети.

Как рассказал «Водителю Петербурга» кандидат физико-математических наук, ассистент кафедры системного анализа и информационных технологий института ВМиИТ КФУ Евгений Разинков, нейронная сеть может распознавать объекты с помощью видеокамер и определять их положение. На транспорте она сумеет различать дорожные знаки, видеть пешеходов и другие автомобили, учитывать покрытие трассы.

«Нейронная сеть обучается на основе информации о том, как люди управляют автомобилем. Можно поставить видеокамеру на автомобиль, человек будет автомобилем управлять. Нейронная сеть научится находить соответствие между информацией, получаемой с камер, и действиями водителя. После обучения она сможет оценивать сцену и имитировать поведение человека», – пояснил Разинков.

Ещё одно преимущество – в том, что автопилот на основе нейросети способен не только выбирать маршрут и объезжать препятствия, но и реагировать на экстремальные ситуации, поскольку основной плюс технологии именно в её самообучаемости. К примеру, если перед таким автомобилем вдруг в неположенном месте выскочит пешеход, автопилот сумеет вовремя отреагировать на это и затормозить.

«Нейронная сеть – это программа, принцип работы которой сходен с работой человеческого мозга, – рассказал «нашему корреспонденту один из основателей компании N-Tech.Lab Александр Кабаков. – Несколько лет назад бум нейросетей начался с того, что они стали очень точно решать задачи распознавания текста, фотографий и иных объектов. Она может определенным образом анализировать информацию и давать определенные рекомендации. Она может использоваться и в транспорте: на автомобиль будут установлены определенные датчики, которые смогут считывать информацию, а нейросеть будет делать анализ окружающей действительности: какие объекты вокруг, насколько они близки или далеки, с какой скоростью ехать».

По словам Кабакова, принцип работы нейросети – в том, что она передает определенные данные и учится на них. «Она отправляет информацию, а затем, если отвечает неправильно, сама перестраивает свою конфигурацию, чтобы дать более точный ответ. И так постепенно происходит улучшение точности распознавания».

Автомобиль на автономном управлении нейросетью будет намного безопаснее ныне существующих, уверен эксперт. «Алгоритм автопилота не отвлекается на звонки, он не зависит от настроения, эмоций, усталости, выпивки, отсутствия сна. Поэтому человеческий фактор исключается», – отметил Кабаков.

Ждать осталось недолго. Уже через пять-десять лет беспилотный транспорт может распространиться по всему миру и стать общедоступным для пользователей, уверен Кабаков: «Сначала это будет общественный транспорт. На автопилот перейдут такси и автобусы, затем грузовой транспорт, и в перспективе автономное управление станет стандартом домашнего автомобиля».

А по словам Евгения Разинкова, существующие наработки в создании полностью беспилотных автомобилей (Google, Tesla) выглядят уже весьма достойно, и совсем скоро такой транспорт сможет доказать, что способен заменить человека.

«Я думаю, что беспилотные автомобили станут более безопасными по сравнению с машинами, управляемыми людьми, в ближайшие пять лет – по крайней мере, в городских условиях», – считает Разинков.

Александр Пелевин

Источник: “Водитель Петербурга”

Ранее

Путин ожидает готовую стратегию развития российского санаторно-курортного комплекса к марту 2017 года

Далее

Секрет Трампа

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru