Trade-in заканчивается

В правительстве начали обсуждать меры поддержки автопрома на 2017 год

Как стало известно “Ъ”, российский автопром в 2017 году может лишиться господдержки через программу обновления парка, которая два года стимулировала спрос за счет скидок для покупателей. По оценкам участников рынка и экспертов, остановка программы практически неизбежно приведет к еще большему обвалу автопродаж. Но источники “Ъ”, ссылаясь на мировой опыт, отмечают, что эта поддержка пришла к логическому завершению: на третий год она уже неэффективна.

В правительстве начали обсуждать меры поддержки автопрома на 2017 год, рассказывают “Ъ” источники в отрасли. По их словам, на фоне возможного сокращения бюджетных средств не исключено, что господдержку придется ужать. Главным “кандидатом на вылет” собеседники “Ъ” называют программу обновления парка (субсидирование скидок на новые автомобили в 40-350 тыс. руб. при утилизации старых машин или сдачи в trade-in). Они подчеркивают, что пока решений нет, ясности ожидают в октябре-ноябре, когда определится объем антикризисного фонда.

Программа обновления парка была первой мерой, введенной для поддержки авторынка, она запущена с сентября 2014 года, в 2015 и 2016 годах на это выделяли по 22,5 млрд руб. По данным Минпромторга, за январь–август по программе продано 263,7 тыс. машин, лидеры — АвтоВАЗ (выбрал 32% от субсидий), Hyundai, Renault, Nissan, Volkswagen. В Минпромторге позицию не раскрыли. Во вторник министр Денис Мантуров говорил, что дальнейшие меры поддержки будут предложены в конце года.

За январь–август рынок грузовиков упал на 3%, до 32,4 тыс. штук (по “Автостату”), продажи легковых машин и LCV — на 15%, до 895,4 тыс. штук (данные АЕБ). Источник “Ъ” рассуждает, что “пусть эффект от программы и небольшой, ее отмена станет пинком рынка в пропасть”, так как продажи и так ниже прогнозов. Если отменить меру сразу, зимой однозначно будет “провал”, считает он. Другие собеседники “Ъ” полагают, что при ее отмене АвтоВАЗ ухудшит продажи на фоне отсутствия средств для субсидирования скидок в отличие от конкурентов. На АвтоВАЗе сообщили, что в 2015 году доля продаж по программе составила 40%. В этом году она около 50%, говорит источник “Ъ”. В КамАЗе рассказали, что 10-20% продано при помощи господдержки (включая льготный лизинг), но больший спрос пришелся на утилизацию: “400 тыс. руб.— высокая скидка за старый автомобиль”. В Kia по программе продано 10%, у Ford Sollers и Renault — более 50% и 40% соответственно. Группа ГАЗ продаж не раскрыла, но там ждут обвала рынка LCV на 17-20% при остановке программы.

Но прозрачной системы распределения госсубсидий, несмотря на поручения правительства, Минпромторгу разработать не удалось. Квоты по программе теоретически зависят от доли завода в общем производстве, но де-факто это не всегда так. По словам собеседников “Ъ”, попытки дифференцировать программу по четким коэффициентам приводили к тому, что большой объем субсидий за счет высоких объемов доставался Hyundai-Kia, что не устраивало Минпромторг и российских игроков. По словам другого источника “Ъ”, отсутствие четкой системы — один из весомых “раздражающих” факторов для правительства, способствующих прекращению программы.

Против продолжения программы выступает Минэкономики, рассказывает источник “Ъ”, поясняя, что там ее считают “вредной”, создающей “отложенный спрос”, что при прекращении поддержки будет обвал продаж. “Чем дольше откладывать остановку программы, тем сильнее будет падение”,— согласен другой источник “Ъ”. В министерстве отметили необходимость поддержки отрасли, меры “сейчас прорабатываются”. Один из собеседников “Ъ” говорит, что такие программы в мире не идут дольше трех лет, другой источник добавляет, что мера дает эффект лишь в первый год: рост продаж идет за счет перетягивания спроса с поздних периодов, а затем “уже нечего перетягивать, покупают машины те, кто и так бы их купил”. По его оценке, в РФ 1 млрд руб. субсидий позволяет повысить спрос на 6-10 тыс. машин, то есть госзатраты — 100-150 тыс. руб. на автомобиль. Он добавляет, что монетарная поддержка автопрома менее эффективна, она не повышает конкурентоспособность участников рынка, в отличие от помощи по снижению себестоимости или росту локализации.

Владимир Беспалов из “ВТБ Капитала” рассуждает, что программа обновления — искусственное поддержание рынка, но если нет фундаментального восстановления, то бесконечно стимулировать спрос нельзя. Он считает, что ее остановка может ускорить спад рынка примерно на 5-10 процентных пунктов. Управляющий партнер EURussiaPartners Сергей Бургазлиев говорит, что без предпосылок к естественному восстановлению остановка программы приведет к большему падению продаж и росту спроса на вторичном рынке.

Яна Циноева

Фото: www.kolesa.ru

Источник: “Коммерсантъ”

Ранее

В Ханты-Мансийске анонсировали появление сквера СССР

Далее

Ассанж согласился сдаться властям США

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru