Спонсоры недовольны СР, эксперты прочат партии стагнацию и кризис
«Справедливая Россия» пытается оправиться от неудачной кампании по выборам в Государственную Думу, по итогам которой ей удалось сформировать думскую фракцию всего из 23 депутатов. Партия набрала всего 6,23% голосов — на 7% меньше, чем на выборах 2011 года. Семь мандатов она получила за счет договоренностей с «Единой Россией», согласно которым партия власти не стала выдвигать своих кандидатов в ряде округов, отдав их без боя. Из-за слабых результатов у партии появилась новая проблема — предприниматели, чьи вложения в кампанию не окупились.
Без мандатов остались бизнесмены, вложившие свои средства в кампании в регионах: к примеру, глава Московского индустриального банка Абубакар Арсамаков, выдвигавшийся в Воронежской области, бизнесмен из Нефтеюганска Ильдар Самиев, выдвигавшийся вторым номером по Челябинской области, экс-депутат от ЛДПР Денис Волчек, выдвигавшийся от СР по Санкт-Петербургу.
Собеседник в партии говорит: предполагалось, что Волчеку уступит мандат депутат Госдумы Олег Нилов, а Самиеву — Валерий Гартунг, и на них оказывалось соответствующее давление со стороны руководства партии. Однако те отказались — и Нилов, и Гартунг являются сильными фигурами, не собиравшимися изначально добывать мандаты для других. Возможно, именно в связи с этим в последние недели кампании Гартунга его даже пытались снять с выборов — по одной из версий, за этим стояли однопартийцы. Однако за кандидата вступились в администрации президента.
Недовольны все
«Недовольны и те, кто прошел, и те, кто не прошел, — говорит источник Znak.com, близкий к руководству партии. — Госфинансирование резко сократилось, так как голосов получено меньше, и в регионы эти деньги руководство отдавать не хочет. При этом бизнесмены в партию теперь пойдут неохотно. Прежний спонсор, владелец компании «Рольф» Сергей Петров от политики отошел, с Мироновым он поругался на почве своей дружбы с экс-депутатом Дмитрием Гудковым.
Поэтому в партии есть те, кто считает, что если Миронов не решит вопрос с финансированием, то в течение года может быть поднят вопрос о его отставке.
Но никто не будет заниматься самодеятельностью и делать какие-то резкие шаги без согласования с администрацией президента».
Среди недовольных из непрошедших, кроме перечисленных бизнесменов, — экс-депутаты Михаил Сердюк, Александр Романович и другие, добавляет источник.
Другой собеседник издания считает, что в ближайшие месяцы не стоит ждать бурного развития событий внутри партии — даже недовольные не станут сами проявлять инициативу и займут выжидательную позицию, пока не увидят для себя конкретных возможностей.
«Партия в кризисе, так как в 2011 году за нее голосовал протестный электорат из городов, который потом был предан. Миронов обещал решить все вопросы лично через Путина, однако последний раз он видел Путина на встрече с парламентскими партиями несколько месяцев назад. В Кремле Миронова многие также считают предателем — как раз за кампанию 2011 года», — суммирует собеседник издания претензии всех к Миронову. Он повторяет, что при этом в ближайшее время внутри партии едва ли найдутся силы, которые будут заинтересованы в радикальных переменах.
Депутат Госдумы Александр Бурков, впрочем, настроен более оптимистично. По его словам, после выборов в любой партии всегда есть довольные и недовольные, это — нормальная часть избирательного процесса.
«Возможно, будут изменения в руководящих органах, в составе президиума, в руководстве региональных отделений, но лидером партии был и остается Сергей Миронов», — сказал Znak.com Бурков.
Такого же мнения придерживается и муниципальный депутат Илья Свиридов, которого на выборах партия поставила в унизительное положение: молодого активного депутата из Таганского района Москвы выдвинули спойлером в Тушинском одномандатном округе против экс-справедливоросса Дмитрия Гудкова. Свиридов считает, что ситуация в партии «спокойная», отставок руководства не предвидится.
Несамостоятельный игрок
Глава Международного института политической экспертизы Евгений Минченко говорит, что к смене лидеров СР не готова. Он вспоминает, что после выборов у партий нередко возникают проблемы с недовольными спонсорами — например, ЛДПР в 1999 году стала объектом претензий со стороны красноярского предпринимателя Анатолия Быкова. «Судьба же «Справедливой России» больше зависит от будущего программирования со стороны Кремля — оставят ли ее в нынешнем состоянии или начнут работу по созданию крупной объединенной левой партии», — считает Минченко.
Глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов согласен, что партии не хватит субъектности для принятия самостоятельных кадровых решений и что в нынешнем состоянии она и так пребывает последние несколько лет. А дальнейшая ее судьба будет зависеть от партнеров СР во власти.
Пока во главе партии остается первое поколение ее лидеров, пока они контролируют внутрипартийную процедуру и препятствуют модернизации, адаптивность организации в среднесрочной и долгосрочной перспективе будет под вопросом, рассуждает глава Политической экспертной группы Константин Калачев.
«Очевидно, что положение Миронова как лидера партии “Справедливая Россия” обусловлено не его личным рейтингом в партии и обществе, а выходом на первых лиц страны. Но результат партии определяется, в том числе, рейтингом и способностями лидера. Хороший человек — не профессия.
СР сейчас находится в зоне риска, поддержка партии колеблется на уровне 5-6 процентов. Попадание в следующую ГД без перезагрузки сомнительно.
Но кто у нас планирует на пять лет вперед? Потому перспективы перемен пока неочевидны. Хотя недовольство в партии Мироновым и понятно, и отчасти обоснованно. Партийное строительство забуксовало. Пик возможностей позади. Дальше стагнация и медленное умирание либо реформирование», — говорит эксперт.
Партия мечется
Проблем у партии сейчас куда больше, чем успехов, ставит диагноз партии Миронова политолог Аббас Галлямов. «Несмотря на многолетние попытки стать партией идеологической, отобрав у КПРФ бренд “социализм”, сделать это эсерам не удалось. Они так и остались партией с невнятным содержанием. Избиратель голосует за них по остаточному принципу: когда больше ни за кого другого не хочется. Без серьёзных внутренних перемен СР всегда будет оставаться в зоне риска, балансируя в районе пятипроцентного барьера», — считает эксперт.
По его словам, для того, чтобы твоя кампания считалась хорошей, мало просто предъявить избирателю набор тем: «мы против поборов на капремонт, мы против закрытия сельских школ, мы за Путина, но против Медведева». «Все эти темы должны быть увязаны в единое целое с образом партии или её вождя, — напоминает эксперт. — А вот этого образа как раз и нет. Эсеры мечутся. То они стоят в обнимку с единороссами на Васильевском спуске, то вдруг выпускают ролик, где изображают последних в виде зверей и сопровождают его патетическим всхлипом “За людей надо голосовать”. Естественно, что такая непоследовательность работает против партии», — резюмирует Галлямов.
Екатерина Винокурова
Источник: “Znak.ru”