Зачем в России хотят вернуть сталинские методы управления
Хотя сталинские репрессии как исторический факт уже не подвергаются сомнению — по крайней мере, серьезными историками, — вождя то и дело пытаются обелить перед нацией. Чиновники и политики разного ранга регулярно говорят о нем в позитивном ключе, указывая на поднятую экономику, гигантские стройки, выполненные и перевыполненные планы. После дня памяти репрессированных, который отмечается в России 30 октября, «Лента.ру» решила разобраться, почему современные деятели вдруг возлюбили Сталина, а заодно припомнить, чего стоили его впечатляющие достижения.
Спасибо за искупление
Кроме рассказов о небывалом экономическом подъеме, произошедшем при Сталине, ходят разговоры и о заслугах вождя на ниве духовного развития народа. К примеру, депутат Госдумы Елена Ямпольская, член президиума Совета при президенте по культуре и искусству и главный редактор газеты «Культура», считает, что Сталина следует рассматривать как явление, посланное свыше для искупления и вразумления грешников.
«Потому что нагрешили много: наубивали, храмы посносили, священников порасстреливали. И в качестве кнута был послан Иосиф Виссарионович. Господь Бог не объясняет, почему он такие инструменты использует, — объясняет парламентарий. — Но нельзя к этому относиться так, что пришел монстр и всех прекрасных, белых и пушистых взял. В 37-м году погибло огромное количество людей, которые уничтожали страну во время революции и Гражданской войны: кого-то настигло возмездие».
Попутно Ямпольская призвала не делить историю только на положительные и негативные моменты и не «проклинать огульно людей, которые делали то, что они делали, в тех обстоятельствах».
Заманчивые методы
Петербургский вице-губернатор Игорь Албин в ходе инвестиционного форума решил поделиться с участниками пленарной сессии «Точки роста экономики: стратегии в новой реальности» своими впечатлениями от мемуаров Иосифа Сталина «Итоги первой пятилетки».
Чтобы проиллюстрировать потенциал технологического развития России, Албин рассказал гостям форума об успехах советской индустриализации 30-х годов и посетовал, что сейчас «и время не то, и методы не те». «Но за четыре года, с 1928-го по 1932-й, были созданы с нуля машиностроение, металлургия, энергетика, черная металлургия, авиапромышленность», — оценил вице-губернатор.
По его словам, «в сегодняшнем дне именно качество планирования, качество управления и качество капитальных вложений являются непременными составляющими успеха». Надо полагать, при планировании и инвестициях чиновник предлагает ориентироваться на сталинский период.
Церковные скрепы
Новый министр образования Ольга Васильева еще на посту замначальника управления администрации президента по общественным проектам отмечала, что Сталин, при всех его недостатках, — государственное благо. По ее словам, накануне Великой Отечественной войны политик занялся единением нации, пропагандой русского языка и литературы, возродил героев дореволюционной России. Васильева упоминала о возрождении РПЦ и «сильного православия», проходившем под строгим контролем государства и непосредственно Сталина. О разрушенных тогда храмах чиновник решила не упоминать.
Теперешний министр уверена, что «наследие прошлого требует глубокого осмысления». А также, видимо, заслуживает заимствований: «Мы должны взять все лучшее и в XIX, и в XX, и в XXI веках», — советовала она.
Наследство для зюгановцев
Взять многое из советского прошлого, в том числе из сталинских времен, готовы представители Коммунистической партии. Так, в ходе избирательной кампании в Государственную Думу лидер КПРФ Геннадий Зюганов объяснил использование образа Сталина в предвыборной агитации тем, что «речь идет о великом советском наследстве». «Это наша принципиальная позиция. Мы будем вести выборную кампанию на основе конструктивной линии созидания и опираясь на лучшее», — утверждал политик.
По его словам, КПРФ подготовила четыре фильма о ленинско-сталинской модернизации и наглядно продемонстрировала, как советская власть собрала распавшуюся империю, показав феноменальный результат. «Мы за 20 лет увеличили потенциал в 70 раз и стали первой державой мира. Это тоже опыт ленинских и сталинских преобразований и достижения Советского Союза. Победа в мае 1945 года немыслима без авторитета, воли и полководческого таланта Сталина. Посмотрите, что об этом писали Жуков, Рокоссовский, Рузвельт и Черчилль, которые регулярно общались со Сталиным», — заключил Зюганов. Какой именно потенциал имел в виду лидер коммунистов и почему авторитет нынешнего лидера вызывает у партийного лидера сомнения, Зюганов умолчал.