Объективные данные говорят, что в США в президентской гонке выиграл кандидат, который в мировых (в первую очередь, разумеется, в американских) СМИ чаще и негативнее упоминался в российском контексте
Так, с начала 2016 г. тег “Дональд Трамп” зафиксирован в 1141 материале, индекс агрессивности публикаций из этого кластера составил 2,3. Для тега “Хиллари Клинтон” указанные показатели соответственно были равны 986 и 2,1. Впрочем, разница небольшая. Обе персоналии по разным схемам использовались для нагнетания негатива вокруг России.
6 ноября практически открытым текстом СМИ Германии и Швеции стали говорить о предстоящей победе Трампа: “Если Трамп станет президентом, действительно ли это такая драма?” (Bild, 06.11); “Трамп в нескольких шагах от Белого дома” (Dagens Nyheter, 06.11).
Информационная активность: борщ в Японии
Прошедшая неделя выдалась аномальной. Активность зарубежных СМИ за период c 31 октября по 6 ноября 2016 года по сравнению с предыдущим анализируемым периодом (c 24 по 30 октября 2016 года) упала на 24,6% (811 материалов против 1075). Кажется, столь низкого числа материалов, касающихся России, еще никогда не было.
Снижение числа публикаций определено поведением лидеров медийного поля, отвернувших от российской тематики. Так, СМИ Германии дали всего 88 статей, во Франции таких материалов 80, в Великобритании 76, а в США совсем ничего — 39.
На этом фоне заметны старания японских журналистов привлечь внимание жителей Страны Восходящего Солнца к своему северному соседу, при этом политкорректность соблюдена в максимальной степени (индекс агрессивности всего 0,28). Близится встреча лидеров двух государств, поэтому приоритет отдан развитию экономических связей: “Переговоры министра Сэко с российскими коллегами: стороны условились сотрудничать в области развития Дальнего Востока России” (Sankei Shimbun, 05.11); “Mitsui Bussan совместно с “РусГидро” примет участие в строительстве ветряной электростанции на Дальнем Востоке” (Nihon Keizai Shimbun, 06.11); “На встрече с совладельцем “Новатэка” Леонидом Михельсоном Хиросигэ Сэко подтвердил особую важность двустороннего сотрудничества в области энергетики” (NHK, 05.11). Конечно, сухую экономику разбавляют и чем-то более вкусным, например, борщом: “В Токио открылось первое русское мейд-кафе” (The Japan Times, 04.11).


Сейчас много разговоров про исторические коллизии. Напомним забытый факт. Только что исполнилось 100 лет “возрождения Польши”. В начале ноября (по новому стилю) 1916 г. немецкий генерал-губернатор оккупированной Варшавы выпустил нечто вроде манифеста, обращенного к жителям “Русской Польши”, где объявлял, что занятые немцами территории Царства Польского становятся независимым государством с наследственной монархией, а взамен поляки призываются в германскую армию и идут брать Париж.
Поляки, естественно, возмутились, от армии откосили. Интересно, что и сто лет спустя польские СМИ как-то все больше тяготеют к России, чем к Германии, как-то все равно у них больше завязок на Востоке, а не в Европе: “Дугин, советник Путина, или либерализм — это сатана, sieg heil и вперед” (Krytyka Polityczna, 06.11); “Пресс-секретарь МИД России выпила водки с поляками” (Rzeczpospolita, 31.10); “Внимание: “Спутник” над Польшей” (Wprost, 01.11).

Рассматриваемая неделя характерна еще и тем, что имеет место рекорд относительного числа позитивных публикаций — “индекс доброжелательности” (отношение числа материалов позитивной тональности к числу нейтральный публикаций) впервые за все время наблюдений оказался равным 0,12. Особенно здесь выделяется Сербия: “Участники учений “Славянское братство” прибыли в Сербию” (Политика, 02.11); “Пророссийские разворот в Молдавии” (Политика, 01.11); “Путин наградил Кустурицу. “Это великая награда. Я верю в Путина” (Blic, 04.11).
Индекс агрессивности: мягкая информационная агрессия США
Осредненный для всех стран индекс агрессивности опять снизился: был 1,30, стал 1,12. Это очень спокойное значение.
На подобном фоне крайне агрессивно проявили себя СМИ некоторых бывших советских республик. Чемпионом здесь явились СМИ Украины (индекс агрессивности равен 10,5): “Как и что Путин думает о россиянах” (Новое Время (Украина), 04.11); “Как Путин возрождает карательную психиатрию КГБ” (Деловая столица, 04.11); “Как Кремль обкатывает новые технологии укрощения Украины” (Эспресо TV, 03.11); “Как Кремль проиграл Четвертую мировую” (Новое Время (Украина), 03.11).
Вдруг сильно занервничала Грузия по поводу Украины: “Новые письма от Суркова: “Креативные” идеи расшатывания Украины” (Эспресо TV, 04.11); “Йенс Столтенберг — Видим Россию, готовую применить военную силу против Украины и Грузии” (ИнтерпрессНьюс, 04.11).
С другой стороны, Азербайджан вдруг озаботился судьбой Грузии: “Торжество прагматизма. Полномасштабная нормализация отношений с Россией жизненно важна для Грузии” (Каспий, 06.11); “План Б” Путина — Кремль готовит революцию в нескольких странах” (Minval, 01.11).
Но вернемся от этих кроссвордов на Украину. “Тихи украинские СМИ…”. Это не шутка. Это сравнительная констатация. Приготовьтесь “воспринять” контент чешских изданий: “Россия — рай для извращенцев и педофилов” (Parlamentní listy, 01.11); “Сила российской пропаганды может нажать ядерную кнопку” (Aktualne.cz, 02.11); “Воскрешенный Сталин и торжество белой расы” (Cesky rozhlas, 04.11).
Индекс агрессивности литовских медиа также превышает предел информационной войны, однако даже самые негативные материалы специалист по этим самым войнам прочтет с нескрываемым профессиональным интересом: “Эстония готовится к партизанской войне с Россией” (Lietuvos žinios, 03.11); “В борьбе с российской пропагандой британцы попросили литовской мудрости” (Lietuvos rytas, 02.11); “Миллион на борьбу с российской пропагандой” (Lietuvos žinios, 02.11).
Вспомним, наконец, про США (ИА равен 3,3 — очень высоко). Но в свете знаний о результатах президентских выборов создается впечатление, что Трамп уже неделю назад выиграл эти выборы — тон публикаций по отношению к России совершенно примирительный: “Внешнеполитические взгляды Путина и Трампа” (The Washington Post, 01.11); “Расследование ФБР не выявило явной связи Трампа с российским правительством” (The New York Times, 01.11); “Поток сенсационных новостей о Дональде Трампе и России в результате оказывается…не слишком убедительным” (The Washington Post, 02.11).
Наш выбор: Латвия back to the USSR
После выборов в Сейм 2018 года в Латвии у власти могут оказаться силы, которые “быстро и эффективно” восстановят влияние России, бьет тревогу публицист Отто Озолс. Его комментарий опубликован на сайте Latvijas avīze (04.11). Латвийские избиратели разочаровались в западных ценностях, о чем свидетельствуют социологические опросы. Рейтинг правящей партии “Единство” балансирует на грани необходимого для вхождения в Сейм барьера. Причину таких настроений автор видит во внутриполитических и экономических проблемах Латвии, а также в “давлении российской пропаганды” и непрофессиональной работе дипломатов ЕС и США. Сложившаяся ситуация чревата нокаутом прозападной коалиции на ближайших парламентских выборах и победой “однозначно прокремлевской” партии “Согласие”. В таком случае в обозримом будущем произойдет полный или частичный отказ Латвии от НАТО и ЕС в обмен на проект Путина — Евразийский союз.
Игорь Николайчук
Источник: “Риа Новости”