Реактивное противостояние

Кто побеждает в гонке “пятых” истребителей

maxresdefault

После недавнего показа китайского истребителя J-20 самолётов пятого поколения в мире стало уже пять. Какой из них самый лучший и можно ли их вообще сравнивать, разбирался журналист Лайфа Михаил Котов.

Раз, два, три, четыре, пять…

Первые реактивные истребители были построены в сороковые годы XX века. Первым серийным стал Messerschmitt Me.262 с двигателем, моторесурс которого составлял всего 25 часов. Однако начало было положено, и реактивные самолеты начинают создаваться по нарастающей.

Второе поколение уже сражалось в небе Кореи, где в жестоких боях схлестнулись советские МиГ-15 и американские F-86 Sabre. Крыло стало стреловидным, двигатель получил возможность форсажа. МиГ-17 уже достигал скорости звука, однако в боевом применении оставался всё ещё дозвуковым. И пока ещё никаких ракет, только пушки и пулемёты.

Немецкий турбореактивный истребитель, бомбардировщик и самолёт-разведчик времён Второй мировой войны.  Фото: © wikipedia.org
Немецкий турбореактивный истребитель, бомбардировщик и самолёт-разведчик времён Второй мировой войны. Фото: © wikipedia.org

Основным полем боя для самолётов третьего поколения стал Вьетнам. Американские “Фантомы” F-4 встретились маленькими и лёгкими МиГ-21 под управлением вьетнамских Ли Си Цынов. Крылья у третьего поколения поменяли форму, став более треугольными. Эти самолёты уже способны переходить на сверхзвук, а главным аргументом в воздушном бою становятся ракеты “воздух-воздух”.

Созданное между 1955 и 1980 годами третье поколение до сих пор в строю. МиГ-21 и по сей день стоит на вооружении не одного десятка стран. Более сотни “Фантомов” тоже не дремлют на аэродромах Ирана, Турции и Японии. Третье поколение показало зыбкость границ между истребителями, бомбардировщиками и штурмовиками. Самолёты становятся многоцелевыми, каждый из них способен и на воздушный бой, и на поддержку войск на земле.

Четвёртое поколение стоит считать с 1975 года и по сию пору. Именно “четвёртые”, обвешавшись знаками плюс, несут свою службу во всех имеющих военную авиацию странах. F-15, F-16, F/A-18, Су-27, МиГ-29, европейские “Рафаль” и “Тайфун” не надо представлять любому, кто хоть сколько-нибудь интересуется авиацией.

Большая часть этих самолётов имеет двухконтурные двигатели, управляемое вооружение и современную авионику, при этом дать чёткие критерии, кто остался в третьем, кто уже в четвёртом, а то и в поколении 4++, очень сложно. Каждая страна считает по-своему, нет единой договорённости — что важнее, по каким признакам мериться, как определить, к какому ты поколению принадлежишь.

В конце XX века, когда началась разработка самолётов следующего поколения, никто так по-прежнему и не может назвать чёткие критерии принадлежности к нему. Тут кто чем силен, тот о том больше и говорит. Американцы на первое место ставят пониженную заметность самолёта и величину эффективной площади рассеяния (ЭПР). Кого не видно — тот и есть пятое поколение. Россия говорит о сверхманёвренности и бесфорсажном сверхзвуке, который у наших производителей получается лучше.

Нормальных, чётких и измеримых критериев так и нет. Все вроде договорились, что будут считать пятым поколением такие-то самолеты, — и всё. Понятие такое же неуловимое, как и российский средний класс: то ли для этого нужны две квартиры, то ли зарплата определённая, то ли ещё что. Каждый считает как хочет.

Великолепная пятёрка

Итак, большинством голосов в пятый класс входят следующие самолёты:

  • Американский F-22 Raptor;
  • Американский F-35 Lightning II;
  • Российский Т-50 (ПАК ФА);
  • Японский X-2 Shinshin;
  • Китайский J-20 (Чёрный орел).

Некоторые эксперты добавляют сюда и китайский J-31, о котором человечеству известно по паре фотографий и одном испытательном полёте в 2012 году. На мой взгляд, стоит подождать хотя бы официального представления и лишь после этого записывать в пятое поколение ещё одного бойца. Нет, места не жалко, просто информации на данный момент с гулькин нос и серьёзно говорить о нём не получится.

По Гамбургскому счёту

Помните Оську, персонажа детской книги Льва Кассиля “Кондуит и Швамбрания”? Его мучил серьёзный вопрос: “Если кит — и вдруг на слона налезет? Кто кого сборет?”. Примерно такое же ощущение вызывают любимые всеми вопросы: “А если наш ПАК ФА против F-22, кто победит?”. И если говорить серьёзно, то ответить на этот вопрос мало у кого получится. Просто не бывает ситуаций, когда в небе над Тихим океаном вдали от наземных радарных комплексов и средств ПВО встречаются по одному самолёту F-22 и Т-50.

Это уже не воздушный бой, а сферический конь в вакууме. Разные доктрины ведения военных действий, разные боевые ситуации, разный опыт пилотов. Любая из этих причин может свести к нулю все сложные умственные построения, результатом которых станет “наши круче”. Гораздо честнее будет рассказать о сильных и слабых сторонах каждого из “великолепной пятерки”, оставив читателя делать выводы самостоятельно.

Первый “хищник”

Фото: © wikipedia.org
Фото: © wikipedia.org

F-22 Raptor серьёзно обогнал по времени всех своих конкурентов. Первый полёт он совершил в 1997 году, а в 2005 был принят на вооружение. Кроме того, он же и самый многочисленный. В то время как другие страны не перешагнули за десять экземпляров своих самолётов, F-22 был выпущен количеством в 181 серийную машину, больше экономика США просто не потянула.

Изначально предполагалось создание 750 самолётов, однако они получились практически золотыми. И если цена серийного экземпляра составляет 150 миллионов долларов, то, прибавив к ней расходы на научно-исследовательские и конструкторские работы, можно получить 411 миллионов долларов за один самолёт.

Это немногим меньше, чем бюджет Новосибирска, города-миллионника на 2016 год. В F-22 есть многое, чем американским инженерам стоит гордиться. Шикарные двигатели Pratt & Whitney F119-PW-100 с тягой 15 876 килограмм-сил, позволяющие этому большому и тяжёлому самолёту совершать полёт на сверхзвуковой скорости без использования форсажа.

Отличная бортовая радиолокационная станция (РЛС) AN/APG-77 с активной фазированной антенной решёткой может обнаружить самолёт противника на расстоянии более 200 километров. А по некоторым данным эффективная площадь рассеяния составляет всего 0,3 квадратного метра против примерно 12 у самолётов четвёртого поколения. Однако некоторые эксперты ставят эти цифры под сомнение.

F-22 широко известен своими техническими проблемами, преследующими самолёт всё время службы. Чего только ни обнаружилось за общий срок эксплуатации: сбои бортовой системы генерации кислорода (OBOGS), которые привели даже к потере как минимум одного самолёта и гибели лётчика, проблемы со стелс-покрытием, которое начало просто отваливаться от корпуса, и множество других “детских болезней”. Есть и ещё одна малорешаемая проблема: боевой радиус F-22 из-за небольшого объёма внутренних баков составляет всего 760 километров. Без заправки в воздухе и подвесных топливных баков, которые на корню рубят всю идею невидимости, использовать его будет сложно.

Не красавец

Фото: © Flickr/Gonzalo Alonso
Фото: © Flickr/Gonzalo Alonso

Следом в 2012 году ВВС США получили F-35 Lightning II. Идея без сомнения была прекрасной: давайте сделаем самолёт пятого поколения, только поменьше, дешевле и чтобы подходил всем, от флота до военно-воздушных сил. Продав эту же идею союзникам, американцы начали разработку второго самолёта пятого поколения.

Сделать самолёт поменьше получилось, со всем остальным возникли проблемы. Денег на разработку трёх разных версий ушло как на три самолёта. Стоимость в производстве получилась больше, чем у F-22 (предполагается, что она упадёт до вменяемых 90 миллионов после начала крупносерийного производства в 2019 году). Лётные качества не слишком выдающиеся, места для оружия во внутренних отсеках мало, кроме того, не всеми его видами он может пользоваться. В 2016 году F-35 с грехом пополам дошёл до состояния “начальной боевой готовности”, но ошибки и проблемы до сих пор преследуют его. Например, в топливный бак при определённых условиях может проникнуть воздух и привести к взрыву.

Кроме проблем с баком, F-35 имеет множество недоработок и ошибок программного обеспечения. Всё ещё не готов специальный шлем для пилотов с элементами дополненной реальности и возможностью кругового обзора сквозь самолёт. Для того чтобы полноценно использовать ракетное вооружение, только что принятые машины должны дождаться нового программного обеспечения Block 4, которое по плану появится лишь в 2021 году.

Понятно, что многие страны, вписавшиеся в акцию “истребитель пятого поколения задёшево”, не совсем довольны такими результатами. Самолёт есть, но хуже, дороже и не готов. Роль главного критика взяла на себя Австралия, которая регулярно находит всё более обидные, но при этом близкие к реальности слова для проекта. F-35 не соответствует требованиям к истребителю пятого поколения из-за невозможности полёта на сверхзвуковой скорости без использования форсажа, низкой тяговооружённости, сравнительно высокой ЭПР, а также низкой живучести и манёвренности.

По их мнению, российские средства ПВО эволюционируют гораздо быстрее, чем этот истребитель, и к моменту его поставки конечным пользователям в нём не будет уже совсем ничего выдающегося. Однако уже 194 самолета во многом говорят за себя: это больше, чем у какой бы то ни было страны.

А что у нас?

Фото: © wikimedia.org
Фото: © wikimedia.org

Наш проект истребителя пятого поколения ПАК ФА (Т-50) впервые взлетел в 2010 году, отстав от F-22 на долгих тринадцать лет. Сравнивать его стоит именно с “Раптором”, он тоже большой и тяжёлый. Если мериться цифрами, то у ПАК ФА найдётся чем удивить американцев. Это радар L-диапазона, расположенный в крыльях. Он позволит обнаружить F-22, несмотря на все технологии снижения заметности. Помимо этого, на Т-50 стоит инфракрасный радар обнаружения, а почти вдвое большая дальность тяжёлых ракет для дальнего боя даёт огромные преимущества в воздушных схватках.

Есть, конечно, и проблемы. Те самолёты, что летают сейчас, оснащены двигателями прошлого поколения просто потому, что новые двигатели пока ещё не готовы. Всё дело в том, что ПАК ФА был выпущен с двигателем первого этапа — турбореактивной силовой установкой АЛ-41Ф1 (“изделие 117”). Предполагается, что новый двигатель будет готов к концу 2016 года и будет обладать повышенной топливной эффективностью, обеспечивая меньшую стоимость одного часа полёта.

Кроме того, у нас пока всего 9 самолётов пятого поколения. Какими бы они ни были замечательными, сравнивать 350 “американцев” и 9 наших пока просто бессмысленно.

Чёрная “утка”

Фото: © wikipedia.org
Фото: © wikipedia.org

Chengdu J-20 как лоскутное одеяло собран из различных проектов, без особого внимания на их поколение или на страну-производителя. Основой для будущей машины, без сомнения, стал закрытый в начале двухтысячных годов проект ОКБ им. А.И. Микояна МиГ-1.44. Отсюда у J-20 аэродинамическая схема с передним оперением “утка”, вместе с которой китайцам перешли и все присущие ей недостатки. В носовой части новинки явно угадывается F-22 Raptor; воздухозаборники сползли на бока фюзеляжа, явно копируя F-35.

В результате появилась на свет тяжёлая машина, обладающая приличной дальностью полёта — 5500 километров. Правда ушлые китайцы не написали, будут ли использоваться при этом подвесные топливные баки или нет. Скорее всего, будут: чудес не бывает.

Да, “китайцев” уже тоже девять штук, но у всех и каждого главная и очень серьёзная проблема — отсутствие нормальных двигателей, которые китайская промышленность пока просто не производит, а сможет ли произвести в ближайшие несколько лет — очень большой вопрос. А строить самолёты, рассчитывая на российские двигатели позапрошлого поколения, — это не совсем серьёзно.

И опять же как сравнивать, когда мало известно об успехах китайцев в производстве ракет “воздух-воздух” (а они есть) и бортовых РЛС с АФАР (а вот об этом почти ничего неизвестно). Пока это не чёрный орел, а тёмная лошадка с приличными перспективами благодаря возможностям Китая быстро нарастить производство.

https://youtu.be/9FspSFfjEi8

Душа Японии

Фото: © wikipedia.org
Фото: © wikipedia.org

Mitsubishi X-2 Shinshin уже двенадцать лет создаётся японцами. И уж больно много хороших слов про него сказано “в кредит”. Обещают эффективную площадь рассеивания (ЭПР), почти как у насекомого. Технологию самовосстановления управления полётом SRFCC (Self Repairing Flight Control Capability). Предполагается, что в случае получения повреждений бортовой компьютер сможет оценивать их последствия и корректировать работу остальных аэродинамических элементов конструкции, чтобы восстановить управление. И ещё много интересных заявлений.

Пока же мы имеем лишь прототип, чрезвычайно похожий формой на F-22, с очень большой для своих небольших размеров массой (13 тонн) и двигателями, которые “на подходе”. С учётом того, что неизвестно о японском самолёте почти что ничего, стоит просто подождать. Когда появятся первые производственные экземпляры, тогда и станет понятней, получилось ли у японцев чудо или нет.

В сухом остатке

Каждая страна имеет своё понимание истребителя пятого поколения согласно своей военной доктрине и тому, как они собираются его применять. Неудивительно, что мы имеем на выходе такие малосравнимые “вещи в себе”. Стоит помнить, что самолёты пятого поколения, ввиду своей дороговизны, — это не рабочий инструмент, который можно использовать в любой боевой ситуации (F-22 участвовал в боевых действиях в Сирии всего раз, скорее для галочки), а флаг, штандарт, показывающий другим странам: “Смотрите, и мы можем создавать пятое поколение”.

А всё потому, что пока и самолёты четвёртого поколения превосходно справляются со своей работой. И лучше, чтобы у них её было поменьше, очень уж хочется такого простого и с трудом достижимого “мира во всем мире”.

Михаил Котов

Источник: “Life”

 

Ранее

В России перевыполнили план по рабочим местам для инвалидов по указам президента

Далее

Суд отклонил ходатайство РБК о привлечении ВР к делу по иску «Роснефти»

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru