Вся новосибирская власть неспособна справиться с одной незаконной стройкой
Скандал со строительством в Новосибирске ТЦ «Восток» постепенно перерастает в событие федерального масштаба. Уже на стадии строительства первых двух корпусов этого центра, ставшего правопреемником всех тех теневых отношений, которыми славилась барахолка и из-за которых ее с такой лихорадочной поспешностью закрывали, возникли серьезные вопросы к законности этой стройки.
Еще летом 2015 года управление архитектурно-строительной инспекции (УАСИ) Новосибирска официальным письмом констатировало, что не выдавало никаких разрешений на строительство данного объекта, но вдруг выдало таковое разрешение 3 июля 2015 года, а уже через три недели, 27 июля 2015 года, объект был уже сдан в эксплуатацию. А чтобы у граждан и общественности не возникло сомнений в законности подобных градостроительных чудес, параллельно с незаконной стройкой некий гражданин Павлюк Д.А. обращается с иском в Дзержинский районный суд с требованием снести незаконно строящийся объект, и суд, будто бы выждав ровно столько, сколько потребовалось Башмакову, чтобы состряпать необходимые бумажки, выносит решение о необоснованности иска. Мэрия с олимпийским спокойствием наблюдает за ходом суда, не является на судебное заседание и не обжалует иск в связи с грубым попиранием законных интересов и прав гражданина Павлюка.
Но к анализу высоких технологий управляемого правосудия, ставших неотъемлемой частью девелоперского искусства господина Башмакова, мы обратимся чуть позже.
А пока отметим: не исключено, что благодаря грубейшим нарушениям градостроительных норм и правил «Восток» удалось открыть ровно в тот день (о, счастливое совпадение!), когда мэрия закрыла барахолку. Тогда несколько тысяч предпринимателей оказались выброшенными на улицу, и Башмаков гостеприимно распахнул перед ними двери этой колыбели цивилизованный торговли. Правда за вход предлагалось заплатить столько, сколько не снилось воротилам прежней барахолки – от 800 тысяч до полутора миллионов рублей. Похоже, что об этом Башмаков непринужденно разглагольствовал совершенно не опасаясь внимания, которое должны были бы привлечь подобные откровения у фискальных органов. Вообще, все поведение преуспевающего бизнесмена неопровержимо свидетельствует о том, что чувство полной безнаказанности давно взяло у него верх над инстинктом самосохранения, и складывается ощущение, что власти региона проводят над Башмаковым эксперимент по определению границ вседозволенности, и настолько этим экспериментом захвачены, что не решаются прервать его.
И Башмаков не обманывает их ожидания.
Безнаказанно переварив осенью прошлого года миллиардные поступления от нежданно свалившихся на него посадочных, успешно проведя львиную долю этих потоков мимо государственной бюджетной кассы, Башмаков еще в конце прошлого года принялся за строительство третьего корпуса «Востока».
Только на этот раз он решил обойтись без всех этих хлопот, связанных со стряпанием разрешения на строительство, и просто объявить реконструкцию подсобного помещения бывшего автопарка в торговый центр капитальным ремонтом.
Прокуратура «умывает руки»
Власти и контролирующие органы вновь не заметили начала нового строительства и демонстративно игнорировали публичные заявления Башмакова о капитальном ремонте. Но у общественности и специалистов возникло множество вопросов, и уже в декабре прошлого года межрегиональный профсоюз «Сибирская солидарность» обратился в областную прокуратуру с требованием проверить законность новой стройки.
То, что средний специалист мог бы установить в течение нескольких часов, заняло у прокуратуры несколько месяцев. Завязалась содержательная межведомственная переписка, в ходе которой контролирующие органы пытались выяснить друг у друга, ведется ли строительство, о котором известно всему городу, и является ли стройка законной. Несмотря на явное желание прокурора Дзержинского района А.В.Бутина продлить удовольствие от этого захватывающего исследования, уже в мае как прокуратуре, так и УАСИ мэрии приходится совершенно прямо и однозначно признать: нарушение градостроительных норм неопровержимо присутствует, разрешения на реконструкцию не выдавалось. Более того, оно и не может быть выдано, поскольку, по утверждению того же УАСИ, начало строительных работ до получения разрешения на строительство является основанием для отказа в его выдаче постфактум. Это означает, что незаконную постройку необходимо снести, разработать проект, получить разрешение на строительство, и только после этого приступить к строительству. Это требование Закона, подтвержденное официальными письмами УАСИ.
Башмаков начинает понимать, что при такой огласке запуск третьего корпуса под видом капитального ремонта не «прокатит».
Великий комбинатор Остап Бендер когда-то произнес свое знаменитое: «Графа Монте-Кристо из меня не вышло. Придется переквалифицироваться в управдомы».
Вероятно, и Башмаков, удрученно вздохнул: «Тут с капитальным ремонтом не проскочишь. Придется снова строгать бумажки».
Но для этого необходимо время. И тут новоявленный комбинатор вспоминает про универсальное оружие провинциального девелопера – управляемое правосудие.
Загадочное Новосибирское правосудие
В начале мая, когда незаконность строительства становится не только очевидной, но и официально подтвержденной УАСИ и прокуратурой в многочисленных письмах, на сцену выходит возмущенный гражданин С.И.Щербинин с иском против незаконного строительства на территории ТЦ «Восток». Как говорили классики марксизма, история повторяется дважды: первый раз – в виде трагедии, второй – в виде фарса. В данном случае фарс заключается в том, что истец Щербинин является арендатором торгового центра «Восток». То бишь, занес руку правосудия над собственным арендодателем. Есть еще, оказывается, смельчаки на Сибирской земле, не перевелись.
Между тем, в Новосибирске хорошо известно, какие угрозы высказываются, а часто и приводятся в исполнение администрацией «Востока» в отношении арендаторов, которые проявляют малейшую нелояльность. У редакции есть серьезные основания полагать, что эти факты в ближайшее время могут стать предметом отдельного расследования со стороны правоохранительных органов. На этом фоне подвиг арендатора Щербинина достоин всяческого уважения и, разумеется, исключает любые предположения о его аффилированности с ответчиком.
Не правда ли, очень напоминает борьбу за свои права гражданина Павлюка, с которой мы начали этот рассказ о чудесах новосибирского девелопмента и правосудия?
Но в этот раз задача судьи намного менее обременительная: Евгению Иосифовичу Дульзону (это судья Дзержинского районного суда) по всей видимости необходимо всего лишь предоставить месье Башмакову время для разработки исходно-разрешительной документации. Месяца четыре достаточно? Похоже, что вполне. И Дульзон назначает предварительное рассмотрение этого грозного иска с требованием снести самострой аж …на 29 сентября 2016 года. А там еще несколько месяцев уйдет на проведение всевозможных экспертиз, получение справок и т.п. Совершенно не пыльная работа и, можно предположить хорошо вознаграждаемая.
Простите, а как же истец Щербинин, он же пострадавший, он же арендатор? Он, между прочим, в своем иске говорит об угрозе его жизни и здоровью, а г-н Дульзон предлагает ему подождать четыре месяца? Но спокойствие властей и невозмутимость судей подсказывают, что жизнь и здоровье Щербинина находятся в полной безопасности.
Вероятно, никто в Новосибирске не испытывает такого чувства глубокого удовлетворения от независимости местных судов, какое испытывает Башмаков. Ну разве что некоторые из судей.
Напомним господину Дульзону, что в соответствии со ст. 154 ГПК РФ, гражданские дела рассматриваются и разрешаются судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд. Лишь в исключительных, особо сложных разбирательствах судья может назначить срок проведения предварительного судебного заседания, выходящий за пределы установленных сроков рассмотрения и разрешения дел.
Но чего только не сделаешь для общественного блага, ведь довольны практически все: у Башмакова достаточно времени, чтобы сварганить разрешительные бумажки (ему не впервой), власти и прокуратура дружно займут позу невинной добродетели и, воздев очи к выси, благоговейно прошепчут «Суд идет», ну и Щербинину, может, перепасть место со скидочкой в третьем корпусе.
Интересно также отметить, что почерк и стилистика искового заявления Щербинина мне очень напоминают почерк адвоката Юлии Шаталиной – той самой, которая поддерживала осенью прошлого года иск общественной организации «Тут грязи нет» против конкурентов «Востока». В результате того иска строительство конкурентного объекта удалось почти на месяц приостановить. Тогда Башмаков отрицал всякую аффилированность с авторами иска. Теперь можно судить о том, чего стоят заверения Башмакова. Остается добавить, что эта же дама представляла интересы гражданина Павлюка. Как тесен мир правдоискателей.
Похоже, что метод легализации беззаконий через судебные решения используется Башмаковым регулярно. Он, по всей видимости, прибегает к нему каждый раз, когда вместо рутинной подготовки разрешительных документов проще через заранее согласованное судебное решение избавиться от утомительной необходимости идти по законному пути.
В качестве еще одного примера: на официальном сайте Ленинского районного суда города Новосибирска имеется решение суда от 23 января 2013 года по делу №2-6386/2012, из которого следует, что Башмаков Дмитрий Сергеевич обратился в Ленинский районный суд к Мэрии города Новосибирска с требованиями о сохранении принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения в перепланированном и переустроенном состоянии. То есть: сначала самовольно перепланировал помещение без всяких разрешений, а затем через суд потребовал признать незаконные действия законными? И суд, разумеется, удовлетворил требования истца несмотря на то, что Башмаков Д.С. ни в Мэрию Новосибирска, ни в какие-либо иные компетентные органы для получения разрешительных документов не обращался? Представители Мэрии в судебное заседание не явились, решение суда не обжаловали…
Возвращаясь к господину Щербинину, примечательно, что буквально за пару месяцев до обострения у него гражданской сознательности некая гражданка Е.А.Кипа обратилась с таким же иском против незаконного строительства на «Востоке» в тот же Дзержинский суд. Иск даже не был принят к рассмотрению.
Хотелось бы услышать комментарий председателя Дзержинского районного суда по этому поводу, но вряд ли это наше скромное пожелание будет удовлетворено. Вероятно, в Новосибирске не только деньги, но и правосудие любит тишину.
Теперь немного о тишине.
Информационное прикрытие
Вероятная аффилированность городских властей с «Востоком» уже давно не вызывает сомнений у тех, кто следил за судьбой барахолки. Мэрия неизменно стремилась погасить эту тему, и особенно ревностно реагирует на ее обсуждение сейчас, в преддверии выборов.
Есть в мэрии и конкретный ответственный за соблюдение информационной тишины по нежелательным поводам. И это, по всей видимости, первый вице-мер Виктор Игнатов.
По своим служебным обязанностям Игнатов курирует деятельность Департамента информационной политики мэрии Новосибирска, соответственно ведает перераспределением денег из городского бюджета в СМИ. А, кроме того, Игнатов и сам аффилирован с рядом известных новосибирских изданий. В частности, с особым пристрастием к нему относятся региональный выпуск «Московского комсомольца» и газета «Новая Сибирь», в капитале которых участвуют особо приближенные к Игнатову люди. Кстати, с момента прихода в администрацию Новосибирска из городского бюджета этим, не чужим для вице-мэра СМИ, было выделено около миллиона рублей.
Впрочем, не обделяли и остальных. Как отмечается в СМИ с приходом Локотя на «оказание услуг по информационному сопровождению мэрии города Новосибирска» было потрачено 43 млн. рублей. Естественно, что в кризис, когда каждая копейка на счету, мало найдется местных изданий желающих критиковать мэрию и мэра, и лишиться выгодных контрактов.
А потому не удивительно, что федеральная пресса о том же рыночном самострое в Новосибирске пишет куда чаще местной. В Новосибирске журналисты если и пишут о проблемах города, скажем о дефиците бюджета, не рискуют спрашивать чиновников почему его не волнует самовольное строительство «Востока», и те 2 – 2,5 млрд.рублей, что ООО «Сателит» могло вывести за последние полтора года из налогооблагаемой базы (в кэш), недоплатив соответственно примерно 500 млн. рублей налогов в бюджет.
Тем временем на самом «Востоке» уже начинаются разборки в духе «старой доброй» «гусинки». В общем-то, с самого начала проекта ходили упорные и, как показали последующие события, небезосновательные предположения о том, что «понятийными» соинвесторами Дмитрия Башмакова являются лидеры первомайской ОПГ. Говоря простым языком, «Восток» может быть построен частично на деньги первомайской братвы. Сегодняшние арендаторы «Востока» свидетельствуют, что де факто он разделен на две зоны влияния. Похоже, что в одной, по свидетельству предпринимателей, хозяйничает сам Башмаков, а в другой – представители ОПГ и при этом у каждого своя охрана, свои правила для арендаторов, свои «сборщики податей». В остальном, если говорить о методах ведения бизнеса и отношении к арендаторам, Башмаков мало чем отличается от своих партнеров по ту сторону демаркационной линии «Востока».
Но даже несмотря на отсутствие принципиальных различий между двумя этими хозяйствующими субъектами, время от времени между «смотрящими» этих секторов возникают стычки, заканчивающиеся потасовками, в результате которых кто-то оказывается на больничной койке, а родственникам советуют не беспокоиться о состоянии близких и тем более не распространяться о царящих на «Востоке» обычаях и нравах.
И об этом вы не узнаете из СМИ, щедро финансируемых мэрией. Так спокойнее. Когда не слышно, как реальная власть уходит из высоких кабинетов в руки воротил черного нала, можно убеждать себя в том, что и в жизни этого не происходит.
Если о том, что по существу на «Востоке» может править тесный альянс Башмакова с представителями региональных ОПГ, известно в Москве, трудно предположить, что местные власти и компетентные органы пребывают в неведении относительно этого факта. Но тогда получается, что покровители Башмакова (тот же прокурор Бутин, надзорные органы, судебная система и в целом – власти региона) прикрывают не просто потерявшего от безнаказанности чувство реальности бизнесмена, но и тесно связанное с ним криминальное сообщество, и неизбежно все участники этого процесса оказываются в одной связке друг с другом, постепенно стирая грани различия между собой?
Вольно или невольно, за прошедшие несколько месяцев мэрия Новосибирска похоже сделала все возможное, чтобы скопировать «гусинку» под крышей «Востока», вплоть до переноса сюда прежних криминальных разборок и группировок. Нельзя исключать, что мэр, относительно недавно руководящий городом, не успел еще вникнуть во все тонкости и хитросплетения местного «мадридского двора», и, скорее всего, серые кардиналы прежней команды, к числу которых безусловно относится Игнатов, искусно манипулируют им. Но это не меняет сути и не снижает опасность происходящего.
Так или иначе, печально наблюдать, как третий город России, некогда славившийся наукой, искусством и гордым сибирским характером, из-за безволия и бездействия властей постепенно скатывается к образам казалось безвозвратно минувших девяностых.
И напоследок хочется обратиться к властям региона: Уважаемые господа, над вами прямо, неприкрыто и вызывающе издеваются, попирая закон государства, который вы все в том или ином качестве олицетворяете и исполнение которого призваны обеспечить в интересах граждан вашего города (буквально через несколько месяцев эти граждане вновь на время станут для вас электоратом). Можно с пониманием отнестись к отдельным недостаткам, которые «кое-где у нас порой» еще имеются. Возможно, не за всем вы успеваете уследить. Но ведь чувство собственного достоинства у вас, надеемся, еще осталось?
Олег Викторов
Источник: “Web-Compromat.com”