Правительство намерено занять у народа денег, чтобы заплатить чиновникам?
Прежде чем углубиться в суть этого проекта, попробуем взвесить на весах экономики содержание чиновничьего аппарата. Среднемесячная зарплата федеральных госслужащих в России в прошлом году, по данным Росстата, составила около 116 тыс. рублей.
Самые высокие зарплаты среди чиновничьей братии — в аппарате правительства РФ. Среднемесячный оклад его сотрудников составил 228,5 тыс. рублей. Средняя зарплата в администрации президента на 10 тыс. рублей меньше. Если взять министерства, то самые большие оклады в МИДе — в среднем чуть выше 147 тыс. рублей. У депутатов Госдумы — около 155 тыс. рублей, у сенаторов — 176 тыс.
Причем, надо иметь в виду, что Росстат считал базовые зарплаты, не учитывая надбавки (например, за выслугу лет) и премии. Однако и без того абсолютному большинству россиян зарплаты «слуг народа» кажутся запредельными, если учесть, что среднемесячный заработок в стране — около 36 тыс. рублей. Многим, однако, и эти деньги кажутся несбыточной мечтой — согласно официальным данным, 5 млн граждан РФ получают зарплаты на уровне МРОТ (7,5 тыс. рублей), они не дотягивают даже до прожиточного минимума.
Зато у чиновников все в ажуре. И не только федеральных. Региональные и муниципальные их коллеги тоже в накладе не остаются — зарплаты у них поменьше, чем у федералов, но не намного и тоже растут.
Сегодня в России насчитывается порядка 1,5 млн чиновников всех уровней. Добавим обслуживающий персонал — получим 3 млн. В СССР на пике расцвета бюрократии было всего 73 госслужащих на 10 тыс. человек. У нас этот показатель составляет 102 человека. Все попытки сократить бюрократическую прослойку (последняя была предпринята в 2010 г.) окончились провалом. На содержание чиновничьей армии требуются сотни миллиардов рублей. Берут их из бюджетов всех уровней, но, видимо, на каком-то этапе возник напряг. Налогов, что ли, перестало хватать на прокорм чиновничьего войска? Может, поэтому Минфин объявил о скором выпуске облигаций федерального займа (ОФЗ) для граждан?
Их покупателям сулят среднегодовую доходность в 8,5% (за первый год — 7,5%), где-то на 1% выше аналогичного показателя банковских вкладов. Чтобы развеять сомнения, глава Минфина Антон Силуанов тоже обещал прикупить ОФЗ. Ну, он-то может это легко себе позволить, а вот рядовым гражданам такое приобретение обойдется в копеечку. Хотя номинал одной облигации составляет 1 тыс. рублей, купить их можно будет только лотами, минимальный порог составляет 30 тыс. В условиях продолжающего падения доходов массовая скупка ОФЗ представляется весьма сомнительной. Да и стоит ли овчинка выделки? Если отнять 4% прогнозируемой инфляции, выигрыш получится сугубо символическим для года ожидания — 3,5%. Для того, кто купит ОФЗ на 30 тыс., — чуть больше 1 тыс. рублей.
У многих к тому же еще с советских времен осталось недоверие к «народным ОФЗ». Иногда облигации выдавали вместо зарплаты, потом отсрочивали их погашение. В результате после развала СССР они превратились в обычные бумажки. Пшиком для граждан закончился выпуск «народных» ОФЗ и в новой России. ГКО (государственные казначейские обязательства) лишь носили статус «народных». На самом деле их можно было купить лишь на аукционе, для чего требовался толстый кошелек. В итоге государство посредством этих облигаций построило настоящую финансовую пирамиду. Через пять лет поступлений в бюджет для расчета государства по ГКО стало не хватать, по ним был объявлен дефолт, Россия погрузилась в финансовый кризис.
Вряд ли на этот раз все будет так печально, но рассчитывать на обогащение за счет ОФЗ гражданам не стоит. Их выпуск никогда не служил для населения серьезным дополнительным доходом. Для государства — да, служил. За счет граждан оно решало свои финансовые проблемы, например, исправно оплачивало «непосильный труд» чиновников.
Максим Грегоров
“Новый вторник”