За счёт чего насыщаются базарные прилавки России?
По данным, прозвучавшим на апрельском форуме «Овощ Культ 2017», средняя отпускная цена огурцов у производителей Московской области составляет 91 рубль, в то время как продукция этих же производителей в торговых сетях достигает 215 рублей. Эта явно ненормальная ситуация во многом характеризует сельскохозяйственный рынок России сегодня.
Есть что-то садо-мазохистское в самом названии пленарного заседания форума — «Российское овощеводство: жизнь после санкций». Всякому понятно, что тут «спрятана» эмоциональная отсылка к известному исследованию «Жизнь после смерти». Так умерло российское село? Или воскресает? Обеднел ли стол россиянина в связи с введением санкций?
Интересно то, что все говорят «санкции-санкции», а продуктовый ассортимент просел не слишком заметно. Нудные завывания избалованных «чучундр» о нехватке в их рационе элитных сыров — не в счёт. За счёт чего же идёт насыщение базарных прилавков, не ставших ещё до конца рыночными?
Вы удивитесь, но львиную долю крестьянской продукции даёт… контрабанда. К примеру, по данным статистики Республики Беларусь, в прошлом году было отправлено в Россию 81,6 тыс. тонн картофеля, а по данным Россельхознадзора ввезено в Россию из Беларуси 212,5 тыс. тонн картофеля. Думаю, никого не удивлю заявлением, что дружественные овощи и фрукты нередко заменяются… санкционными.
Получается, что наши принципиальные партнёры, громогласно обвиняя Россию в неких грехах и официально «наказывая» её, втихаря сбывают свою сельхозпродукцию на бескрайние и, главное, вполне платёжеспособные просторы.
В принципе, это было бы не страшно, если бы подпольные поставщики всегда вели честную игру. Наверное, можно было закрыть глаза на пробравшиеся бог весть как через границу, например, санкционные польские яблоки. Можно было не давить их тракторами, стимулируя у наших граждан выделение не желудочного сока, а желчи. Но беда в том, что эти продукты зачастую не просто низкого качества, как бы это помягче сказать, они лишь напоминают оригинал.
Скажем, в отчёте Россельхознадзора за минувший год утверждается, что до 30 процентов семян кукурузы на рынке — фальсифицированные. Дедушка Хрущёв, наверное, в гробу перевернулся от такой статистики.
А что такое фальсифицированные семена? Просто мусор, пустая трата сил и средств при попытке их вырастить. И подобное положение дел, понятно, не только с «царицей полей». И не только — с семенами. Помидоры, яблоки, другие овощи и фрукты, выращенные неизвестно где и как, порой, просто опасны для жизни. Случаи отравления «химическими» томатами — давно не редкость.
Заместитель председателя правительства Московской области Денис Буцаев на упомянутом выше форуме сказал: «Должны существовать честные и равные условия для всех участников рынка. Но в настоящее время существуют каналы поставок импорта в Россию, которые позволяют обойти таможенные пошлины и налоговые платежи. Подобная ситуация на рынке наносит вред российским производителям, в том числе производителям Московской области».
Но проблема, конечно, не только в налогах и пошлинах.
Люди прошлого века помнят ещё мощные «ножки Буша», на которых держалась птицеводство США, с опорой на российский неконвертируемый рубль. Пока разобрались, что за мерзкий продукт нам впарили, немало конвертов с долларами по разным карманам разлетелось. И, понятно, если б эта история продолжалась до сего дня, никто никогда ни с кем не поссорился бы. Ведь производить «резиновые» бройлеры — дёшево и сердито. Как и всё «пиратское». В этом — главная опасность поставок в Россию несанкционной продукции. Не может российский производитель конкурировать с зарубежными мастерами контрафакта.
Руководитель Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Сергей Данкверт конкретизирует: «С точки зрения качества у нас неконтролируемый рынок импорта». Но, что примечательно, по его мнению, эту контрольную функцию «должен получить Минсельхоз».
Революционна ли эта идея? В определённом смысле — да.
Имя бывшего санитарного врача Геннадия Онищенко на определённом историческом отрезке едва не превратилось в нарицательное. Главный санитар страны рубил направо и налево, стойко вынося упрёки в политизированности. Его последователи стоят на страже продовольственного рынка и сейчас. Они, наверняка, отличные специалисты в санитарии, но так ли хороши они в сельском хозяйстве? Настолько ли тонко чувствуют конъюнктуру этого специфического рынка? Этой отрасли.
Ведь не секрет, к примеру, то, что наличие нитратов в овоще — это обязательно брак. Впрочем, и даже не в этом дело. Специалисты сельского хозяйства всё-таки досконально знают: что мы уже можем импортозаместить, и в каких объёмах, а чего ещё не можем. Что уже есть на нашем рынке, а чему следует ещё поучиться. В логистике сельским специалистам разобраться проще: как и почему растёт цена товара по пути от грядки до прилавка. Да и понимание «продовольственной безопасности» страны здесь воспринимается объёмнее. Те же, не к ночи будь помянутые, «ножки Буша» всё-таки сыграли и некоторую положительную роль, накормив целый пласт непривередливых россиян с низким уровнем дохода. Сегодня сходные ситуации возникают сплошь и рядом.
Настаёт время профессионалов. Пора, наверное, отдать санитару санитарово, а ветеринару — ветеринарово…
Александр Резников
“Новый вторник”