Спецслужбы и Ространснадзор провели антитеррористические проверки: под видом боевиков оперативники смогли спокойно заложить муляжи бомб в метрополитенах Екатеринбурга, Нижнего Новгорода и Самары
Месяц назад в России закончились масштабные проверки метрополитенов: екатеринбургского, нижегородского и самарского. ФСБ тестировала системы видеонаблюдения, рамки, рентгеновские установки и умение служб безопасности выявлять потенциальных террористов. Итоги оказались провальными. Во всех городах условные террористы без проблем пронесли “бомбы” в метро и оставили их там. На многих станциях отсутствовали средства досмотра, а служба безопасности плевала в потолок вместо того, чтобы искать в толпе потенциальных преступников.
Чекисты заинтересовались подземками в Нижнем Новгороде, Самаре и Екатеринбурге не на пустом месте. В последнее время ФСБ стала получать информацию о готовящихся в России терактах на объектах транспорта и в местах массового скопления людей. В феврале оперативники ФСБ взяли радикала, который готовил теракт в Самарской области. Летом в Нижнем задержали сторонников ИГИЛ*, планировавших нападение на военную часть. Боевиков “Исламского государства” недавно арестовали и в Екатеринбурге.
Эти регионы интересны чекистам и потому, что там должны пройти матчи чемпионата мира по футболу и Кубка конфедераций. Проверку проводили инспектора местных управлений Ространснадзора и эксперты ФСБ. Результаты проверки лягут на стол зампреду правительства Игорю Шувалову — ведь именно он поручил её провести.
ФСБ запустила “тестовых” террористов
Февральским утром на одну из станций нижегородской подземки спустился приземистый мужичок в неприметной кожанке. На плече болталась коричневая сумка. Охранник у турникета лениво мазнул взглядом по пассажиру и багажу, но досматривать не стал. Тот беспрепятственно спустился на платформу. Дождался поезда, вошёл в вагон. Пока состав громыхал по тоннелю, пассажир незаметно для остальных спустил с плеча сумку и поставил на пол. На следующей станции он вышел. Сумка поехала дальше. Примерно так выглядела антитеррористическая проверка метро Нижнего Новгорода и в других городах. Неприметный мужчина оказался оперативником ФСБ, а в сумке лежал муляж самодельного взрывного устройства. Особисты метро провалили тест: “взрывное устройство” в вагоне не нашли, “террориста” не остановили. Об этом Лайфу рассказал источник в Ространснадзоре. Он добавил, что на муниципальное предприятие “Нижегородский метрополитен” составили административный протокол.
Ревизоры Ространснадзора зафиксировали: безопасность плохо обеспечивают почти на всех станциях.
— В городе всего 14 станций, — рассказал Лайфу источник. — На 12 не было нужного количества средств технической безопасности: рамок металлоискателей, рентгеновских установок или камер слежения.
Питерский сценарий в Самаре
И здесь, в отличие от нижегородского метро, его всё-таки досмотрели. Однако поверхностно, поэтому ничего подозрительного не нашли.
По идее, сотрудники служб безопасности метро должны уметь выявлять потенциальных террористов по некоторым признакам и поведению. Для этого нужно постоянно вглядываться в людей в толпе. Если есть подозрения, человека остановят и попросят пройти досмотр. Однако в середине марта на станциях “Спортивная”, “Советская” и “Кировская” эту обязанность порой игнорировали.
Нарушения нашли и в кадровой службе. Например, новичков не проверяли, поэтому на работу на стратегически важный транспортный объект могли попасть в том числе и пособники террористов.
Ространснадзор выяснил: в ГУП “Самарский метрополитен” беда с видеонаблюдением. На некоторых станциях камеры не умели распознавать и запоминать лица. А записи с камер не хранились на серверах в течение месяца, как положено по закону. Самарскому метрополитену дали срок до 19 июня, чтобы устранить все “косяки”. Видимо, подгадали под начало Кубка конфедераций.
Скрытные безопасники из Екатеринбурга
Сюда инспектора пришли в марте и тоже запустили “тестового террориста”. Служба безопасности метро без проблем пропустила его на станцию “Динамо”.
Нарушения во всех городах были похожи, но в Екатеринбурге были нюансы. На станции “Проспект Космонавтов” всё же вычислили потенциального террориста, но уведомили начальство не по каналам экстренной связи.
Нашлись вопросы и к видеонаблюдению. Камеры в свердловской подземке не фиксировали, как работают безопасники и что происходит в инженерных помещениях. Случись на станции ЧП — при его расследовании силовики не смогли бы восстановить картину произошедшего.
Кто виноват и что делать?
Лайф направил запросы в те метрополитены, где нашли нарушения, но оперативного ответа не получил.
По окончании проверок инспектора буквально закидали метро предписаниями и административными протоколами. Но вешать всех собак на сотрудников ГУПов бессмысленно, считают эксперты. Защита метро зависит от комплекса действий и систем, считает председатель общественной организации “Союз пассажиров” Кирилл Янков.
По его словам, защита пассажиров подземки — это не только рамки металлоискателей, камеры, но и огромная “армия” работников метрополитенов российских городов, которые совместно с правоохранителями должны заниматься профилактикой возможных терактов.
— К трагедии может привести не только взрыв бомбы, но и повреждение потенциальным террористом систем, поддерживающих жизнедеятельность подземки, — считает Янков. — Ведь малейшие нарушения в движении поездов приведут к столпотворению на платформах, а это, в свою очередь, — к панике и давке.
Вопросы безопасности во всех метрополитенах страны привлекли внимание надзорных органов после теракта в петербургском метро, из-за которого погибло 15 человек. 3 апреля 2017 года в Санкт-Петербурге произошёл взрыв в вагоне поезда в тоннеле между “Сенной площадью” и “Технологическим институтом”. Возбудили дело по статье “Теракт”. Одна из приоритетных версий: исполнителем был террорист-смертник, уроженец Киргизии Акбаржон Джалилов. Недавно в Подмосковье задержали предполагаемого организатора, земляка Джалилова — Аброра Азимова.
* Организация запрещена в РФ решением Верховного суда.
Источник: “Life”