ОАО РЖД покидает Салман Бабаев
По информации “Ъ”, на пенсию уходит вице-президент ОАО РЖД по коммерческой деятельности Салман Бабаев, курировавший всю деятельность по организации грузоперевозок. Собеседники “Ъ” в отрасли называют его “человеком-эпохой”, аналитики отмечают, что именно коммерческому блоку удалось обеспечить прибыльность ОАО РЖД в 2016 году и сбалансированность бюджета монополии на 2017 год.
ОАО РЖД покидает один из ключевых топ-менеджеров — вице-президент по коммерческой деятельности Салман Бабаев, он уходит на пенсию, рассказали “Ъ” источники на рынке и в монополии. О прекращении полномочий члена правления свидетельствует и вчерашнее сообщение ОАО РЖД по итогам заседания совета директоров 2 мая; имя не называется. В компании от комментариев отказались, но сам Салман Бабаев подтвердил информацию “Ъ”, пояснив, что “давно хотел отдохнуть”. Преемник пока неизвестен, один из собеседников “Ъ” говорит, что временно руководство коммерческим блоком возьмет на себя старший вице-президент Вадим Михайлов.
Собеседники “Ъ” утверждают, что господин Бабаев давно собирался уйти. Действительно, подобные слухи ходили еще при сменившемся в августе 2015 года главе ОАО РЖД Владимире Якунине, затем — после прихода на этот пост Олега Белозерова, однако сам топ-менеджер до сих пор это опровергал. Салман Бабаев — профессиональный железнодорожник, начал работу в 1978 году с должности помощника составителя поездов станции Комсомольск-на-Амуре. В 2002 году возглавил Центр фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) МПС, в 2003 году стал вице-президентом ОАО РЖД. В 2007-2011 годах был гендиректором Первой грузовой компании (ПГК), в марте 2011 года стал вице-президентом ОАО РЖД по коммерческой деятельности.
Собеседники “Ъ” называют Салмана Бабаева “человеком-эпохой”. “Это очень мудрый руководитель, переживший множество разных перемен и в любой ситуации находивший и себя, и правильные решения для ОАО РЖД и его клиентов”,— говорит источник “Ъ”, знакомый с господином Бабаевым. Другой собеседник “Ъ”, познакомившийся с Салманом Бабаевым еще во времена работы того на ДВЖД, говорит, что тот всегда решал любые — и коммерческие, и технические — вопросы “виртуозно и не теряя приятности в общении”. Источник “Ъ”, работавший с ним в ПГК, говорит, что тот всегда был доступен для любого сотрудника, но всегда брал на себя всю ответственность за компанию.
Коммерческий блок — самый сложный и противоречивый в ОАО РЖД, отмечает глава “Infoline-Аналитики” Михаил Бурмистров. Он уточняет, что коммерческий блок “не очень преуспел в возвращении грузов на железную дорогу”, но большинство факторов, которыми это вызвано, “скорее зарождались на более высоком уровне принятия решений”. Несколько странной эксперт находит позицию монополии в условиях взрывного роста ставок оперирования в сегменте полувагонов: вместо того чтобы сгладить динамику, ОАО РЖД, по сути, стимулировало повышение доходности. При этом, добавляет эксперт, в условиях экономического кризиса и ухудшения качества грузовой базы именно ЦФТО и коммерческий блок выступали генераторами предложений по повышению доходов ОАО РЖД за счет точечных тарифных изменений и в значительной степени обеспечили прибыльность в 2016 году и сбалансированность бюджета в 2017 году.