Ограничения для детей (18+)
Новые ведомости
 Четверг, 27 07 2017
Home / Главное / Рост тарифов РЖД вдвое превышает инфляцию

Рост тарифов РЖД вдвое превышает инфляцию

Правительство России решило проверить оправданность роста тарифов

1-1

Пытаясь сдержать инфляцию, правительство России решило проверить оправданность роста тарифов на железнодорожные перевозки грузов, а также их себестоимость. Заместитель председателя правительства Аркадий Дворкович дал задание проверить затраты ОАО «РЖД» на электроэнергию и топливо, на которые в прошлом году железнодорожники потратили около 200 млрд рублей. В правительстве хотят сопоставить закупочные цены со среднерыночными, а также исследовать структуру поставщиков РЖД. В самой же монополии заверяют, что постоянно анализируют возможности снижения затрат, а тарифы на грузоперевозки согласны повышать в соответствии с уровнем инфляции.

В июне вице-премьер Аркадий Дворкович провел совещание по долгосрочным механизмам ограничения цен на железнодорожные перевозки грузов. На встрече рассматривались тарифы как самого ОАО «РЖД», так и операторов, работающих в секторе железнодорожных грузоперевозок. «Были опасения, что появится идея как-то ограничить ценовую политику частных компаний, но они не подтвердились», — рассказал один из участников совещания.

В протоколе совещания сказано, что с учетом структурных преобразований и сложившейся конъюнктуры рынка цены на услуги операторов в июне 2013 года соответствуют январю 2008 года и отсутствует вероятность роста ставок выше инфляции. Операторам порекомендовали только подписывать долгосрочные контракты, в чем, собственно, они и сами заинтересованы.

А само ОАО «РЖД» свои тарифы с января 2008 увеличила на 75,5%, что почти вдвое выше роста промышленной инфляции, которая за этот же период составила 45,1%. Кроме того, акционерное общество еще и постоянно получало прямые дотации от государства.

Тариф на перевозку грузов по железной дороге образуется из трех основных составляющих: вагонной, локомотивной и инфраструктурной. Доля операторов — владельцев вагонов составляет 15-25%, остальное остается у монополии, владеющей инфраструктурой и локомотивами.

В протоколе совещания отмечено, что рост тарифов ОАО «РЖД» со следующего, 2014 года не должен превышать уровня инфляции за предыдущий год. Об этом же, кстати, говорил и президент Владимир Путин в июне нынешнего года. В РЖД тогда заметили, что при 7-процентной инфляции «это вполне приемлемо».

Но вопросы по поводу обоснованности расценок РЖД у правительства остаются. Поэтому железнодорожников ждет проверка. Ревизию ОАО «РЖД» Аркадий Дворкович поручил провести Федеральной антимонопольной службе, Федеральной службе по тарифам, Минэнерго, Минэкономики и Минтрансу. Специалисты проанализируют, сколько акционерное общество в 2011-2013 годах потратило на дизтопливо, сравнят закупочные цены со средними по рынку, изучат поставщиков. Такую же работу проведут и по поставкам электричества.

На совещании РЖД предложили снизить затраты и «максимально увеличить пропускную способность дорог при минимальных капвложениях».

Еще вице-премьер Аркадий Дворкович ожидает от ОАО «РЖД» предложений, как снизить расходы на содержание инфраструктуры железных дорог, и соответствующих изменений в нормативах. Было подчеркнуто, что безопасность при этом не должна пострадать.

Кроме того, Федеральная служба по тарифам изучит возможность ежегодного снижения эксплуатационных издержек, применяемых при расчете тарифов РЖД.

В РЖД пояснили, что на обеспечение работы подвижного состава и содержание железнодорожной инфраструктуры ежегодно расходуется порядка 3 млн тонн дизельного топлива и около 40 млрд киловатт-часов электроэнергии. В прошлом году на закупки топлива потрачено 87,4 млрд рублей, что на 13,7 млрд больше, чем в 2011 году. За электроэнергию в 2012 году железнодорожники заплатили 111,8 млрд рублей, что на 5,5 млрд больше, в 2011 году.

Говорить о причинах увеличения затрат на топливо за год почти на 16% в РЖД отказались, как, впрочем, и от комментариев затратам на электроэнергию и по структуре поставщиков.

По оценке Reuters, 3 млн тонн дизельного топлива в 2011 году стоили около 72 млрд рублей, в 2012 — 84 млрд рублей. Получается, что два года назад РЖД переплатило за солярку 1,7 млрд рублей, в прошлом — 3,4 млрд.

Средняя цена электричества для промышленности в 2012 году была около 2,5 рублей за киловатт-час. У РЖД она составила 2,8 рубля. Таким образом, перерасход средств на электроэнергию в прошлом году составил 11,8 млрд рублей.

Общий же перерасход средств, затраченных РЖД на топливо и электричество в 2012 году составил около 17 млрд рублей.

Много это или мало? Для справки: в 2013 в Московской области планируется потратить 17 млрд рублей на строительство детских садов, благодаря чему появятся дополнительно 36 тысяч мест.

Семен Богданов

Рейтинг@Mail.ru