Ограничения для детей (18+)
Новые ведомости
 Понедельник, 27 03 2017
Home / Статьи / Made in Раша, но не наша

Made in Раша, но не наша

 

 

 

 

 

 

 

О причинах катастрофы новейшего авиалайнера SSJ-100 размышляет научный обозреватель “Нового вторника” Владимир ГУБАРЕВ

«Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник…». Эти строчки из известной басни Крылова лезут в голову сами собой, когда погружаешься в трагедию, случившуюся в Индонезии с «Суперджетом».

Скажу сразу: что-то чуждое, «не наше», звучит в этом слове, а потому понравиться русскому человеку не может. Разобравшись, понимаю причину: на 80 процентов самолет «чужой» — то есть, сделан из деталей и материалов, производимых в основном за рубежом. Понятно, почему такое случилось и почему за создание пассажирского самолета взялась фирма «Сухой».

В последние годы мы пытаемся создавать технику не для своей страны, а для «мирового рынка». На мой взгляд, подобная стратегия ошибочна. Более того, порочна. Использовать компоненты, сделанные за рубежом, практически всегда весьма опасно, а подчас — недопустимо. Аварии космических аппаратов, происшедшие недавно, показывают, насколько ненадежна электроника, закупленная у западных фирм. С ее дефектами связана авария межпланетной станции «Фобос-Грунт», а также, судя по всему, и трагедия с «Суперджетом» — ведь именно компьютерная система не предупредила экипаж об опасном сближении с горой!

Нет, не о «диверсии Запада против нас» идет речь: просто подавляющее большинство фирм не умеет делать электронику для космоса и авиации, а именно на нашем опыте пытаются научиться… Мы же ищем на Западе, где дешевле. Вот потому и платим слишком высокие цены за подобную политику.

И насчет «сапожника». Фирма «Сухой» славится своими боевыми машинами. В гражданском авиастроении она уступает тому же «Туполеву». Странно, что именно ей поручили создавать новый самолет. Тем более, что давно уже есть у нас Ту-334, прекрасно прошедший испытания. Однако этот лайнер не пущен в серийное производство, так как в высших эшелонах власти решили, что надо создавать самолет «международного уровня».

Это – стратегическая ошибка, и за нее России приходится расплачиваться очень высокой ценой – человеческими жизнями и огромными экономическими потерями. Так что поясняю: под «сапожниками» я имел в виду наших чиновников…

 

Владимир ГУБАРЕВ|

научный обозреватель “НВ”|

лауреат Государственной премии СССР

Рейтинг@Mail.ru