«Почта России» превратилась в бессмысленную структуру, открыто паразитирующую на бюджетном содержании
С недавних пор замелькала вдруг телереклама «Почты России». Граждан извещают о десятках якобы креативных проектов, рожденных в недрах этого ведомства, и призывают воспользоваться современными, как подчеркивается, технологиями. Я, к сожалению, воспользовался…
Возникла вдруг необходимость отправить бандероль из Москвы в Санкт-Петербург. Но в родном почтовом отделении меня предупредили: обычные бандероли сегодня не котируются – скорости черепашьи, нередко и вовсе теряются. Нынче в ходу пересылки 1-м классом, а еще лучше, мол, – EMS-отправления. Дорого, конечно, зато с помощью идентификационного кода можно отслеживать продвижение послания к адресату почти в режиме реального времени. То есть, и пропажи вроде бы исключены, и сроки пересылки стремительные: два-три дня! Я, конечно, немедленно пошутил, что это именно «ямщицкие скорости» времен Александра Сергеевича, но почтовики мою веселость не разделили…
Уже позже мне стало известно, что EMS «Почта России» – это отдельная якобы курьерская служба (внутри государственной структуры), занимающаяся «экспресс-доставкой по России и всему миру». Обращаю внимание на кавычки в предыдущем предложении: это мнение самих почтовых чиновников, и оно совершенно не совпадает с позицией тех, кто хотя бы раз воспользовался услугами дорогой (в буквальном смысле) и совершенно безответственной EMS…
Не буду интриговать читателя, а сразу перейду к конечному результату: моя бандероль, оформленная «самым-самым скоростным» EMS-отправлением (за пересылку уплатил 355 рублей), в руки адресата в Санкт-Петербурге попала… через 12 дней!!! Изворотливость и цинизм почтовых работников восхищает. Когда на пятый день я робко поинтересовался судьбой сгинувшей бандероли, почтовики, которые еще недавно так охотно убеждали в ведомственных достижениях и гарантиях, только руками развели: «Не наш вопрос. EMS «Почта России» в своих действиях самостоятельна, с нее и спрашивайте». Эту предельно инфантильную позицию низового звена почтовых работников скоро подтвердили и московские почтовые начальники рангом повыше, приславшие на мою жалобу виртуозную отписку: «Ваше обращение в отделение почтовой связи (куда сдавал бандероль и где платил деньги за пересылку. – В.В.) относительно розыска EMS-отправления, поступившее в адрес руководства УФПС г. Москвы – филиал ФГУП «Почта России», направлено по принадлежности в EMS «Почта России» – филиал ФГУП «Почта России» для проведения проверки и ответа в Ваш адрес».
Из всей этой «фгуп-абракадабры» я понял единственное: отношение к гражданам России у «Почты России» и ее «дочки» EMS – наплевательское …
Знаете, чем закончилась моя «жалобная переписка» с ведомством? Когда бандероль все же обнаружилась (через 12, повторяю, дней), я получил от EMS электронное письмо: «Отправитель имеет право на выплату (? – В.В.) возмещения за нарушение контрольных сроков прохождения EMS-отправления». Далее шел список документов, которые мне предлагали представить «для рассмотрения вопроса». «Благодетелям» я ответил, что отправитель имеет «право» все-таки на получение возмещения, а не его выплату, и что это издевательство – требовать от меня копии документов, оригиналы которых, заполненные моей рукой, у них изначально имеются. Тем не менее, последнее слово, признаюсь, осталось за EMS: меня вдруг торжествующе проинформировали, что «замедление в доставке связано с ажиотажным спросом на услуги экспресс-оператора и большим количеством отправлений…»
Во как! Наш, оказывается, клиентский ажиотаж виноват в безобразной работе почтовиков! Хамы, они и в Африке – хамы…
Представители возникшего недавно гражданского движения «За Честную Почту» прямо утверждают: «Происходит утечка денежных средств из государственной компании в частные, и как следствие – в карманы недобросовестных бизнесменов, а зачастую топ-менеджеров самой «Почты России».
Признаюсь, у меня тоже возникли большие сомнения в том, что EMS вообще реальная курьерская служба, а не фальшивая «дочка», которая, используя ресурсы и государственный статус «Почты России», обеспечивает руководящих почтовых «папиков» очень нехилым содержанием.
Адресату в городе Кузнецке Пензенской области я в скором времени отправил, не доверяя EMS, бандероль разрекламированным 1-м классом (185 рублей за пересылку). Увы, история повторилась. Даже хваленый идентификационный код не помогал: 14 дней (!) бандероль значилась за московским участком отправлений 1-го класса автоматического сортировочного центра (АСЦ). После того как я опять забил вынужденную тревогу, бандероль обнаружилась. «Вручена адресату!» – обрадовал меня интернет-сайт «Почты России». Но восторга я не ощутил, потому что почтовики по привычке смошенничали: прислали адресату извещение, якобы вторичное – дескать, сам виноват, шляпа. Мелкая эта пакость (повторяю: пакость, так как на «день вручения» бандероль еще значилась за московским АСЦ, и в Кузнецке «вторичного извещения» не могло быть по определению. – В.В.) очень четко характеризует стиль работы тех, кто вроде бы должен деликатно, но настойчиво стучаться – «с толстой сумкой на ремне» – в каждую российскую дверь.
Но хватит о личном. Хотя глубоко убежден в том, что именно от личного благополучия каждого гражданина зависит общий социальный климат в стране. Как сказал в свое время замечательный русский писатель Андрей Платонов, – «без меня народ неполный…» Нельзя каждодневно превращать людей в быдло, а потом удивляться, что нет всеобщего трудового энтузиазма и поголовного патриотизма. Главная беда России не в дураках и дорогах, а в массовом унизительном состоянии рядовых россиян: власть живет «равноудаленно» от общества, по отдельным своим законам и в свое удовольствие, а якобы источник этой власти (то есть, народ, как следует из Конституции) погружен в средневековый мрак бесправия…
Применительно к теме статьи властное «равноудаление» заключается в том, что президентские, правительственные, депутатские, судебные и т.д. структуры пользуются «параллельной почтой» и, возможно, даже не подозревают о существовании очень болезненной для рядовых граждан проблемы. Ведь доставка высокопоставленных писем-бандеролей регулируется и определяется отдельным Федеральным законом «О федеральной фельдъегерской связи». Сведений о том, во что обходится стране подобное «удовольствие для избранных», я не нашел, но один из руководителей Государственной фельдъегерской службы России с гордостью сообщил: «Наши подразделения расположены во всех областных, краевых и республиканских центрах России, а также в ряде других крупных городов». Замечу, что самых важных российских сановников фельдъегеря сопровождают на постоянной основе – и в служебных поездках по стране, и во время зарубежных визитов. Куда там курьерам Ивана Александровича Хлестакова!
Нынешней весной возле здания аппарата управления ФГУП «Почта России» в Москве состоялся митинг, на котором возмущенные безобразной работой почтовиков граждане попытались заявить о своем накопившемся недовольстве. Митинг, как водится, немедленно разогнали, а на интернет-сайте ведомства появился «отклик» – агрессивный и раздраженный. «Митингующие не смогли предъявить охране предприятия и приехавшей на место полиции никаких разрешающих документов, – ехидничали начальственные почтари и делали вывод: – Есть основания полагать, что акция не являлась народным протестом…»
К сожалению, я не знал об этом массовом и стихийном мероприятии и только потому не принял в нем участия. Но довожу до сведения всех «сомневающихся» почтовых начальников, что народ состоит из отдельных граждан, которых не вредно слушать и слышать…
О чем бы я сказал на митинге, в котором не довелось поучаствовать? О том, что протестное гражданское недовольство возникло не на пустом месте. «Почта России», давно утратившая свои социальные функции, но упорно сохраняющая «государственный статус», превратилась в бессмысленную и нерасторопную структуру, паразитирующую на бюджетном содержании…
Валерий ВОЛОДЧЕНКО|
член Международного Сообщества писательских союзов
Между прочим
«Стратегия развития ФГУП «Почта России» в 2012–2016 годах» – так называется «программный документ» ведомства. В нем, в частности, говорится: «В 2012-2014 годах у «Почты России» возникает потребность в недолговом внешнем финансировании в размере от 25 млрд руб. (максимально допустимый уровень долгового финансирования) до 40 млрд руб. (комфортный уровень долгового финансирования). Источниками данных средств могут быть средства федерального бюджета… Таким образом, требуется решение государства о выделении целевых субсидий…».
Ожидать от Валерия ВОЛОДЧЕНКО, члена Международного Сообщества писательских союзов, как и от некоторых других журналистов знания предмета, о котором они пишут, не приходится.
Любая оплошность, пакость, найденная ими будучи обывателями, раздувается и преподносится как проблема чуть-ли не общероссийского масштаба. Ладно, если дело касается только политики, – политика грязна сама по себе, ещё одна кучка грязи, брошенная в общий котел безымянным писакой, общей картины не меняет. Однако есть темы, которые не должны обсуждаться в таком тоне и такими людьми и, одна из них “Почта России”.
Валерий ВОЛОДЧЕНКО, “Почта России” это прежде всего более 130 тысяч почтальонов с самой низкой заработной платой, какую только можно себе представить, которые здоровые и больные, сытые и не очень, каждый день даже в самых отдаленных и тёмных уголках нашей страны делают своё дело, – доставляют почту. Может быть это покажется вам удивительным, но в России ещё есть населенные пункты, где почта остается почти единственным доступным средством связи. И, конечно, говорить о прибыльности отдаленных от центров отделений глупо.
“Почта России” это около 40 тысяч отделений связи, принимающих внутренние и международные почтовые отправления. Ни одна коммерческая компания никогда не отважится сделать это в таком масштабе и по таким ценам.
И, наконец, это организация, с более чем 380 тысячами сотрудников с единым центром управления и сложной распределенной структурой. Как вы думаете, Валерий ВОЛОДЧЕНКО, вы или кто-то из ваших знакомых смогли бы управлять ей или внести хотя бы одно предложение по улучшению эффективности работы этой структуры.
Почта меняется, и чтобы продолжать функционировать и меняться, ей нужны деньги, много. Чтобы поднять зарплату сотрудников на общероссийский уровень, чтобы автоматизировать процессы, чтобы освоить и внедрить новые технологии.
Не пишите о Почте России больше, не разжигайте ненужных страстей.