Ограничения для детей (18+)
Новые ведомости
 Понедельник, 27 03 2017
Home / Статьи / Учительский дом

Учительский дом

Накануне нового учебного года не мешало бы поучиться у нижегородцев, как можно (и нужно) жить в условиях так называемой школьной реформы

Татьяна Васильевна Макарова, хозяйка учительского дома деревни Лукино, встретила нас у дверей школы. Точнее — у порога своего дома. Хотя верно и то, и другое. Потому что школа стала для нее домом. В самом что ни на есть прямом смысле.

Некогда единое большое кирпичное здание деревенской школы ныне разделено на три части. В одном крыле вольно расположился семейный детский сад со спальной и игровой комнатами, столовой и пищеблоком. В нем — десять воспитанников во главе с воспитательницей. Середина двумя этажами отдана начальной школе со спортивным и компьютерным залами, классной комнатой. Обеды для школьников готовятся в том же пищеблоке и тем же поваром, что и для дошколят. Ну, а другое крыло приспособлено под жилье-бытье руководителя. Все вместе это называется Лукинский «Учительский дом: начальная школа – детский сад». А Татьяна Васильевна — его директор и одновременно — учительница.

Начали возведение «Учительского дома» в Нижегородской области с опроса глав муниципальных образований. Половина из них сказали Учительскому дому «да». После проверки представителями санэпидемслужбы и госпожнадзора большая часть заявок отпала. Но и оставшиеся 12 адресов не могли удовлетворить областную комиссию. Ну, не соответствовали предложенные условия ХХI веку. И не только потому, что не было новых программ, учебников, компьютеров и интерактивных досок. Важно, чтобы учитель имел потенциал к самообразованию, потому что далеко не всегда его можно выдернуть из учебного процесса и подключить к институту повышения квалификации.

Проанализировав ситуацию, решили остановиться на двух разных вариантах. Это когда школа находится в частном доме учителя (деревня Овечий овраг Краснооктябрьского района), и когда жилье для учителя оборудуется в школе (деревня Лукино Богородского района). Остальным пообещали вернуться к их заявкам в следующем году.

Все лето 2011 года в двух районах – Краснооктябрьском и Богородском – отрабатывалась нормативно-законодательная база для образовательных учреждений нового типа. Все решения принимались и утверждались на земских собраниях. Важно было еще понять, в какую сумму будет обходиться этот проет бюджету области и районов.

— А не проще ли было закрыть Лукинскую школу, ставшую ныне Учительским домом, а средства направить на другие цели? – осторожно, чтобы не обидеть, спрашиваю у главы администрации Богородского района Сергея Пушкарева.

— Да что вы! — удивляется он. — Ни у кого рука бы не поднялась. Мы, наоборот, ищем пути сохранения таких школ, ибо надеемся, что в недалекой перспективе они станут наполняться.

— И за счет чего?

— За счет увеличения рождаемости. К нам много семей приезжает из других областей и даже стран. Мы реально участвуем в федеральной программе по переселению соотечественников, — сказал, будто выдохнул мой собеседник. И добавил:

— Да, деньги считать нужно, но все через деньги провести нельзя.

Но вернемся к нашей героине — Татьяне Васильевне Макаровой. Ее семейный бюджет нынче заметно вырос. Когда она была директором обычной начальной школы, получала около 15 тысяч рублей в месяц. Сейчас где-то в пределах 20 тысяч. Раньше с мужем и сыном жили в одной комнатке общежития. Теперь у них — отдельная квартира. При этом все коммунальные услуги оплачивает районный бюджет. Перспектива на ближайшие пять лет есть: помимо 10 детсадовских, в деревне еще 8 детишек от нуля до двух лет.

— Ладно, а если настанет время, когда этот ручеек прервется? Тогда что – опять в общежитие? – опять провоцирую я ситуацию.

— Нет, — вступает в разговор исполняющая обязанности начальника управления образования Богородского района Татьяна Семенова. – Если вдруг завтра реально детей не окажется и здание придется законсервировать, а учреждение ликвидировать, то директору будет выдан сертификат на сумму, которой будет достаточно, чтобы купить жилье в райцентре.

Я спросил у Марины Широковой, мамочки двух детей, один из которых ходит в школу, а второй – в сад, что было бы, если бы школу закрыли и малышей стали возить за несколько километров в другое село?

— Не знаю, — задумывается на мгновение Марина. — Наверное, мы бы уехали. Сняли квартиру в Богородске или Нижнем Новгороде, но детей от себя не отпустили бы. Да и другие тоже.

 

Александр КАЛИНИН|

спецкор «НВ»|

Богородский район| Нижегородская область

Рейтинг@Mail.ru