Ограничения для детей (18+)
Новые ведомости
 Пятница, 24 03 2017
Home / Общество / «Реклама пива не спасет»

«Реклама пива не спасет»

Журналисты печатных СМИ — газет и глянца — рассказывают о сокращении зарплат.

fimg1685221_sredstva_massovoy_informatsiiВсе чаще и чаще в ленте фейсбука появляются сообщения от журналистов о поисках работы. Один знакомый из интернет-проекта «Йополис» (накрылся из-за экономического кризиса) вот уже два месяца плутает по медиарынку. Максимум, который ему сегодня может предложить работодатель: это 40 тысяч рублей в месяц.

«В один день всем сотрудникам «Йополиса» (проект входил в группу компаний «Связной», которая из-за долгов ушла кредитору), — вспоминает он, — пришли письма о том, что компания находится в тяжелом положении и есть только два варианта: работать за минимальный оклад или уволиться. Часть сотрудников была вынуждена остаться, часть уйти: зарплаты соскочили с 70 до 20 тысяч рублей. Однако уже в декабре нам было велено написать заявление об уходе по собственному желанию, так как компания — банкрот. Максимум, что люди смогли с собой ухватить, — это рабочий макбук».

Медиарынок сегодня переживает не лучшие времена. Общий экономический спад вкупе с санкциями влияет на финансовые показатели компаний — они вынуждены искать пути снижения издержек, урезая в первую очередь статьи на рекламу. Эксперты «Новой» в один голос заявляют: профессия журналиста беднеет. По различным оценкам, затянуть пояса придется на период от года до трех лет.

Медиааналитик Василий Гатов напоминает, что спад ВВП ведет к усиленному спаду медиарынка, прежде всего из-за уменьшения объемов рекламы и прямых расходов на СМИ со стороны потребителя.

«В предыдущие кризисы, — объясняет он, — работала модель «трех спадов» ВВП: рынок рекламы падал в три раза сильнее, чем ВВП. В этот раз спад рынка рекламы будет сильнее, так как государство не поощряет работу на рынке компаний из стран, которые ввели санкции, да и сами они снижают свои инвестиции в Россию (реклама — это тоже вид инвестиций)».

Глянец

«Антикризисные меры» стоят и на повестке дня глянцевых СМИ. Президент «Хёрст Шкулев Медиа» (журналы Maxim,«Антенна-Телесемь» и другие) Виктор Шкулев отмечает, что сокращение рекламных продаж зависит от сокращения продаж в отраслях. «Снижение автомобильных продаж уже привело к сокращению рекламы. Мы напрямую зависим от того, как себя ведет рынок потребления товаров и услуг», — говорит он.

В конце прошлого года появилось сообщение о том, что российское отделение издательского дома Conde Nast, куда входят журналы Tatler и GQ, сокращает число своих сотрудников. Источник «Новой» в GQ, «попавший под раздачу», сообщает, что сокращения в журнале проходят по «принципу полезности» — те, на ком завязаны рекламодатели, как правило, остаются в игре. «Поговаривают, что из 420 сотрудников издательского дома остались без работы 140 человек», — говорит он. Руководство «Афиши», напротив, приняло решение сохранить команду и зарплаты, но выпускать журнал раз в месяц (вместо двух).

По словам председателя Союза журналистов Москвы, владельца и главного редактора «Московского комсомольца» Павла Гусева, сокращение объемов рекламы больнее всего ударит по печатным СМИ. Телевидение же, которое принадлежит государству или аффилированным с ним структурам, найдет выход из ситуации (реклама в глянцевых журналах уже сократилась на 55%, в газетах — на 35%, на ТВ — на 15%). «Если со стороны государства не будут предприняты меры, четверть печатных СМИ исчезнет с лица земли», — прогнозирует Гусев. «МК» пока решил не сокращать свои издержки и обойтись внутренними резервами.

Технологическая цепочка

Логично, что вместе со снижением доходов растут и расходы медиакомпаний. Василий Гатов напоминает, что в предыдущих кризисах «балансирующую роль» для СМИ сыграли государственные и региональные субсидии и льготы (например, субсидирование «Почты России» на доставку прессы). В 2014 году они были полностью отменены. По словам исполнительного директора Гильдии издателей периодической печати Елены Шитиковой, это привело к сокращению до 30% подписчиков.

«Последнее время «Почта России» во многом идет навстречу СМИ, — рассказывает она. — Менеджмент компании готов встречаться, обсуждать проблемы, делать скидки. Команда ощутила и поняла, что подписка — это не просто одна из статей в бюджете организации (она, к слову, всегда была для компании убыточной и дотировалась государством), но и социальная функция, важная для ответственного бизнеса»

На рост цены печатного издания влияет и удорожание бумаги. Газетная бумага повысилась в цене не так сильно (впрочем, ужу анонсировано повышение с марта на 15%), как мелованная, предназначенная для журнальной продукции. Дело в том, что она в основном импортируется из-за границы и напрямую зависит от курса валют. «Мы боремся за снижение пошлины — установление ее на постоянной основе в пределах 5%, как принято в ВТО. Но, видимо, очень сильно лобби целлюлозно-бумажных комбинатов, которым для собственного развития нужны заградительные пошлины. Еще одна проблема в том, что мы продаем на экспорт сырье, целлюлозу, вместо того чтобы делать бумагу здесь, тем самым создается ее искусственный дефицит на внутреннем рынке», — говорит Шитикова, которая уверена: нужно изменить государственную политику в целлюлозно-бумажной промышленности.

Еще одно «слабое звено» в технологической цепочке — краски. Черную краску в России производил только один завод — «Торжок», но он, не выдержав конкуренции, на днях подал заявление о своем банкротстве. Павел Гусев считает, что, в связи с удорожанием полиграфических услуг, на 5—7 рублей вырастет цена на ежедневные газеты, на 10 — на еженедельники. По данным Ассоциации распространителей печатной продукции, периодика только за первый рабочий месяц нового года подорожала в среднем на 2,5%.

Выход из ситуации есть. Отраслевые общественные организации, по словам Шитиковой, предлагают правительству пути поддержки СМИ: обнулить ввозные пошлины на бумагу, краски и расходные материалы, не производящиеся в России или производящиеся в недостаточных объемах, либерализовать закон о рекламе (отменить запрет на рекламу алкоголя, табака, рецептурных препаратов, изменить статьи, касающиеся БАДов), выровнять НДС по всей цепочке — от производства бумаги до распространения прессы, установив его хотя бы на уровне 10 процентов. «Мы не говорим — дайте нам денег, мы говорим — дайте нам заработать! Пресса — это социальный товар. Власти многих стран мира различными способами поддерживают СМИ. Такого НДС на прессу, как у нас (18%), нет нигде», — резюмирует эксперт. По ее словам, кризис в медиаиндустрии, кроме всего прочего, вызовет и падение интереса к профессии. Хедхантерские компании уже бьют тревогу: на одну вакансию журналиста в Москве претендуют 22 человека.

Госмедиа

Доцент кафедры теории и экономики СМИ журфака МГУ Сергей Смирнов отмечает, что «замедление» медиарынка будет влиять на сокращение расходов не только частных компаний, зависящих исключительно от коммерческой составляющей — рекламы, но и государственных предприятий — они тоже являются игроками на рынке рекламы и теряют выручку.

«У меня есть подозрения, что это не последний этап увольнений и закрытий медиапроектов. Даже обсуждаемые облегчения в виде дозволения рекламы пива, отечественного вина вряд ли станут панацеей. Компании давно уже сформировали свои маркетинговые бюджеты», — объясняет эксперт.

В начале этого года стало известно, что крупнейшее в стране информагентство ТАСС сократит на четверть персонал и понизит зарплаты оставшимся. Причина — уменьшение дотаций на 10%. Один из попавших под «нож» корреспондентов рассказал «Новой», что руководство предприятия уже срезало автобазу (личные машины с водителями), отделы аудио и инфографики. «Зарплату обещают сократить на 20%, но, оказывается, есть нюансы: одним ничего не сократят, другим — в меньшей степени. Вопрос отдан на откуп руководителям редакций, что позволяет им сводить счеты», — говорит он.

В «Российской газете» пока не снизили зарплаты, но пересчитали гонорарную сетку, в результате которой уменьшились доходы у большинства сотрудников. «Если раньше за две тысячи кликов можно было заработать 1200 рублей, — рассказывает одна из корреспонденток издания, — то теперь только 240. Многие выезжали на заметках, которые просматривали 1200—5000 пользователей интернета. Я, например, в месяц делала 100 тысяч рублей».

Пока печатная индустрия разгребает последствия внешней политики, российские власти не скупятся на поддержку телевидения. Так, например, осенью прошлого года стало известно, что субсидии каналу Russia Today в 2015 году увеличатся на 41% и составят 15,38 миллиарда рублей. Но кризис не минует и главный рупор страны: из-за секвестра федерального бюджета дотации всем госСМИ обещают снизить на17,3%.

Автор: Диана Хачатрян

По информации:  www.novayagazeta.ru

Рейтинг@Mail.ru