Маргинальные технологии Мухтара Аблязова

Как казахстанский экс-банкир после потери своих медиаресурсов начал заниматься вбросом информационных фальшивок

Беглый казахстанский экс-олигарх Мухтар Аблязов вновь оказался в фокусе внимания СМИ. Судя по многим признакам, он создает информационные поводы для привлечения внимания к своей персоне, прежде всего в западных политических кругах.

Этой весной обвиняемый правоохранительными органами России, Украины и Казахстана в хищении свыше 6 миллиардов долларов из БТА-банка бизнесмен объявил о возрождении оппозиционного движения «Демократический Выбор Казахстана – ДВК». После того как французские власти отменили судебное решение о его экстрадиции в Россию, он что ни день создает информационные поводы для упоминания о нем в западных СМИ.

Напомним, что Аблязов избежал экстрадиции на родину, поскольку сумел убедить французские власти, что является политическим беженцем и может быть подвергнут преследованиям в Казахстане в случае экстрадиции, не смотря на то, что претензии к нему носят чисто уголовный характер.

В свое время экс-банкир владел медиаресурсами, например, оппозиционным руководству Казахстана телеканалом «К – плюс», и имеет опыт организации грязных информационных кампаний. Это, скорее всего, и повлияло на мнение французских властей, которые отменили экстрадицию проверенного борца за демократию и права крупного бизнеса, ориентированного на Запад. Председатель совета директоров группы компаний «К-плюс», доверенный человек Аблязова Бахытжан Кетебаев в 2009 году в интервью американскому «Радио Свобода», которое, как известно, финансируется ЦРУ, честно признал, чьи интересы он защищает: «Богатые казахи хотят порядка, потому и появился телеканал «К-плюс».

Бывшая медиамашина бывшего олигарха

О том, как работал подконтрольный Аблязову телеканал, можно узнать из опубликованного на днях интервью бывшего сотрудника Анатолия Кострикова. Информационная политика редакции, по его словам, контролировалась жестко: «У людей, которые работали на канале, была своя точка зрения на производимый эфир. Но руководство интересовала нужная позиция. Которая в итоге и давалась. Всем было понятно, что есть заказчик, есть работа».

Костриков подчеркивает, что на «К плюс» работали профессионалы, прошедшие серьезный отбор. Требования к качеству материалов были высокими. Телеканал должен был выглядеть не просто «рупором олигарха», а якобы объективным СМИ, которое подводит различными манипулятивными методами зрителя к нужным выводам. По словам Кострикова «некоторые наши журналисты изначально были не политизированные. А на канале была абсолютная политика. От корреспондентов требовали создавать информационную аналитику с намеком. Сопоставить факты так, чтобы зритель сделал нужный вывод».

Это, кстати, классический прием западной пропаганды, характерный для желтой прессы, маскирующейся под качественную аналитику – избегать лобовых приемов, а искусно и желательно незаметно подводить аудиторию к желаемой реакции.

Руководители телеканала искали наиболее «болевые точки», по которым и наносились информационные удары. Такими были трагические события в Жанаозене или возраст президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Костриков открывает секреты редакционной «кухни»: «Основное направление – против действующих чиновников  и  руководства страны. «Например, тот же Жанаозен… У нас постоянно были совещания с руководством, на которых, собственно говоря, и объяснялась политика партии (то есть Аблязова — ред.). Конечно, всем сотрудникам было понятно, против кого она была направлена. И кем была направлена. Был, например, сделан большой сюжет на тему того, что Назарбаев уже старый. Мы даже ездили в институт геронтологии, где взяли интервью у психолога, который долго рассказывал, что в таком возрасте уже невозможно в принципе быть гранд-менеджером. На эту тему был сделан сюжет, и было указание в нем намекнуть и про преемника».

Телеканалом руководил близкий к Мухтару Аблязову Бахытжан Кетебаев. Его старший брат Мурамбек также «уделял внимание» телеканалу, однако, занимаясь больше другими спецпроектами Аблязова, которых в то время в изобилии. Ценные указания руководства журналисты получали по «скайпу». Местонахождение руководителей им было не известно. Костриков подчеркивает, что инструкции присылались не из Москвы и не из Казахстана. Иногда — из Киева, а порой — с экзотических тропических островов. Что и говорить, Аблязов и его подручные умели сочетать приятное с полезным.

Кстати, на сотрудников телеканала и Аблязову, и его «топ-менеджерам» было в высшей степени наплевать. После того как телеканал был закрыт, по словам Кострикова, с некоторыми журналистами не рассчитались. Таковы, как говорится, «их нравы».

Игры в большую политику

В настоящее время Мухтар Аблязов вновь наращивает медиа-активность, создает информационные вбросы, причем, как и в былые времена, сомнительного свойства. Но времена тонких намеков и ювелирных методов работы остались в прошлом. Если раньше аблязовские медиашулеры действовали, образно выражаясь, информационной рапирой, то сейчас, рубят с размаху, медиатопором, причем тупым и ржавым.

Похоже, у беглого олигарха с финансами дела обстоят сейчас не ахти. На профессионалов даже среднего уровня ресурсов не хватает. Вот он и довольствуется мастерами примитивно информационного гоп-стопа.

Совсем недавно Аблязов, вернее его речеписцы, начали продвигать через соцсети декларацию, принятую ПАСЕ, которая призывает Казахстан прекратить преследование политической оппозиции и независимых СМИ. Кстати, декларация, в отличие от резолюции, не официальный документ, а всего лишь призыв, благое пожелание. В ПАСЕ всего 318 членов и их 318 «заместителей», то есть 636 делегатов. И вот эту пресловутую «декларацию», которую усиленно рекламирует Аблязов, подписали лишь 25 членов ПАСЕ. Уж такие в Европе такие порядки — если бы под этим документом подписалось даже полтора человека, ее все равно назвали бы декларацией ПАСЕ и опубликовали. Любят в Евросоюзе защищать всяческие меньшинства. Так что значение этой с позволения сказать декларации более чем ничтожно. Кстати, видимо, поэтому Аблязову и дали задание ее популяризировать.

Однако, растеряв свои финансы, Аблязов не растерял амбиции. Он не оставляет попыток представить себя чуть ли не главным оппонентом руководства Казахстана, явно примеряя камзол вождя демократической оппозиции. Недавно он объявил о возрождении общегражданского движения «Демократический Выбор Казахстана – ДВК». Чем конкретно будет заниматься «возрожденный» ДВК, не очень понятно. Скорее всего, этот политический симулятор нужен Аблязову для создания информационных поводов, а вернее, вбросов, чтобы имитировать активную деятельность в качестве «политического беженца» и обратить на себя внимание европейских политиков. Ну, и западных спецслужб. Это, как говорится, на берегу.

Некоторые «политические маневры» Аблязова носят и вовсе анекдотичный характер. 26-28 апреля во французском городе Страсбурге проходило заседание ПАСЕ, в котором участвовали два кыргызстанских парламентария – Абдумажит Юсуров и  Алмазбек Эргешов. Мухтар Аблязов также

присутствовал на этих заседаниях и принял парламентариев за агентов Комитета национальной безопасности Казахстана, о чем и написал на своей странице в Facebook.

Абдумажит Юсуров так прокомментировал «обвинения» Аблязова информационному агентству «24.kg»: «Единственный раз мне удалось оказаться рядом с Мухтаром Кабуловичем на той сессии, где мы запечатлены на фотографии, опубликованной им самим. До этого я и не знал, как он выглядит, так как нас он не интересовал никогда. Я хочу сказать, что у беглеца, видимо, развилась паранойя».

Мы не будем вдаваться в медицинские тонкости состояния Аблязова. Но очевидно, что попытки экс-олигарха создавать поводы для информационных атак на казахстанское руководство вряд ли сочтут серьезными в Европе, где политики привыкли аргументировать каждое свое слово, а не предаваться фантазиям об агентах спецслужб, которые таятся за каждым кустом и только ждут случая, чтобы навредить господину Аблязову. Такой дешевый политический трэш солидной публике не продать.

Вместо эпилога

Аблязов пытается атаковать руководство Казахстана как напрямую, описанными выше методами, так и косвенно – очерняя близких к властным кругам республики людей примитивными информационными вбросами фейковой информации. Например, украинское издание Голос.ua усмотрело «уши» Аблязова за дискриминационной кампанией против казахского бизнесмена Кенеса Ракишева. Так называемый «компромат» был основан на сканированных копиях его электронной переписки с деятелями шоу-бизнеса. Специалисты легко установили, что «переписка» фальшивая. Почему в качестве мишени выбран именно Кенес Ракишев? Причин обижаться на Ракишева у Аблязова больше чем достаточно, он стал Председателем Совета Директоров АО «БТА Банк», со счетов которого Аблязов вывел более 6 миллиардов долларов, и Ракишев активно участвовал в разоблачении его махинаций. Законы жанра, то есть черного пиара требуют, чтобы информационная атака была широко тиражирована и велась не по единичной цели, а широким фронтом. В силу этого в ближайшее время следует ожидать новых псевдоразоблачений в адрес казахстанских элит.

Украинские журналисты напомнили читателям также о том, что при рассмотрении вопроса об экстрадиции Аблязова из Франции его адвокаты предоставили Апелляционному суду Лиона поддельную справку МВД Украины. Из нее следовало, что у украинских правоохранителей отсутствуют претензии к экс-олигарху. Генпрокурор Украины был вынужден лично писать письмо во Францию, о том, что эпизод о хищениях Аблязова украинским следствием доказан полностью, а представленное суду письмо фальсифицировано.

Подложные документы, вымышленные агенты спецслужб, малозначительная декларация ПАСЕ – это далеко не полный список сомнительных методов, которые пускает в ход откинувшийся с французской шконки беглый казахстанский банкир. Столь радикальную деградацию и самого Аблязова, и его информационных «стратегий» нельзя объяснить лишь нехваткой финансового обеспечения грязных информационных вбросов. У него если и не паранойя, как считает киргизский паламентарий, то уж наверняка ментальная фрустрация, то бишь глубокий психологический надлом. Аблязов далеко не глупый человек, он прекрасно понимает, что Россия, Украина и Казахстан обвинения с него не сняли, что рано или поздно Франция его, что называется, сдаст. Кто такой Аблязов, чтобы из-за него портить отношения сразу с тремя государствами? Вот и старается вороватый экс-олигарх продлить сладкие дни пребывания на свободе, вот и пускает в ход самые примитивные методы информационных атак за «демократические ценности».

Рано или поздно Аблязов перейдет черту, которая отделяет просто наглого клеветника и параноика от явного информационного экстремиста. И тогда французская фемида стряхнет пыль с запросов о его экстрадиции, и Аблязову придется, хочешь-не хочешь, собирать, как уж заведено, узелок.

Так что, из соображений гуманности, наш совет этому «информационному активисту», не теряя времени, сушить сухари.

Антон Бородин,

кандидат политологических наук.

Ранее

В деле о теракте в метро Петербурга может появиться руководство подземки

Далее

Топ-менеджеров заталкивают в SSJ 100

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru