В деле о теракте в метро Петербурга может появиться руководство подземки

Ространснадзор считает, что замглавы ГУП “Петербургский метрополитен” и ещё 11 его подчинённых провалили работу по антитеррористической защите

В ближайшее время в уголовном деле о теракте в метро Санкт-Петербурга может появиться руководство подземки и некоторые его сотрудники. Как говорится в материалах проверки Ространснадзора (есть в распоряжении Лайфа), инспекторы нашли 18 серьёзных нарушений антитеррористической безопасности в ГУП “Петербургский метрополитен”. Если коротко, то смертник с бомбой оказался на станции по вине сотрудников метро, которые нигде его не проверяли. Нашлись и другие проколы. По мнению Ространснадзора, в части нарушений виноват лично замглавы питерской подземки Николай Чудинов.

18 причин для теракта

У следователей и оперативников ФСБ изначально возникли вопросы к сотрудникам службы безопасности метро. В первую очередь проверяли персонал станции “Академическая”, через которую и попал в подземку смертник Акбарджон Джалилов. У него были сумка и рюкзак. Вместо того чтобы попросить Джалилова пройти досмотр, дежурный сидел, уткнувшись в телефон, и не следил за людским потоком. Сейчас следователи проверяют дежурного по статье “Халатность”.

Эту информацию косвенно подтвердил Ространснадзор.

Фото: © РИА Новости / Анна Волкова
Фото: © РИА Новости / Анна Волкова

— Нарушен подпункт 38 пункта 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, — рассказал Лайфу источник. — То есть сотрудники пропустили в зону транспортной безопасности (на платформу) запрещённые вещества и предметы. В данном случае — взрывное устройство.

Да и сами пункты досмотра были оборудованы неправильно. Где-то отсутствовали камеры, следящие за тем, что происходит у рамок металлоискателей и у рентгеновских установок, где “просвечивают” сумки пассажиров.

А где-то не установили заграждений. Любой пассажир из потока мог наблюдать за происходящим в зоне досмотра, ну или спокойно туда пройти. Собственно, нечто подобное и провернул Джалилов на “Академической”. Прежде чем пройти через турникеты, он пару минут стоял в дверях, наблюдая за сотрудниками службы контроля. Один следил за турникетами, другой, вместо наблюдения за рамками металлодетекторов, общался с дежурным, а третий инспектор отсутствовал по болезни. Полицейского тоже не было: его вызвали на другую станцию, чтобы “оформить” мелкого наркомана. Когда Джалилов прошёл на перрон, рамки и не пикнули: у них был, скорее всего, отключен звук.

Фото: © РИА Новости / Анатолий Медведь
Фото: © РИА Новости / Анатолий Медведь

А в службе безопасности метро работали люди, не прошедшие специальную подготовку.

— Досмотр проводили люди, не прошедшие специальную подготовку и не аттестованные на такой вид работы, — сообщил Лайфу источник в Ространснадзоре.

Кроме того, на некоторых станциях метро не создали подразделения транспортной безопасности — так называемые группы быстрого реагирования, которые должны выискивать в толпе подозрительных людей и ловить террористов. Предполагалось, что группы будут состоять из сотрудников транспортной полиции и служб безопасности, входящих в структуру метро.

Получается, Ространснадзор официально подтвердил: сотрудники метро ответственны за то, что смертник сначала проник на платформу, а затем и в вагон.

Начудили

Фото: © РИА Новости / Анна Волкова
Фото: © РИА Новости / Анна Волкова

Ространснадзор в своём отчёте упоминает 11 сотрудников ГУП “Петербургский метрополитен”, которые, по его мнению, отвечают за найденные нарушения. Среди них есть и замдиректора предприятия — Николай Чудинов. Чудинов раньше был главой Управления внутренних дел на Петербургском метрополитене. А в последнее время трудился на должности начальника Службы специальных сооружений метро.

Проверяющие сочли, что Чудинов лично отвечает за несколько нарушений. Так, он не проконтролировал, чтобы на всех пунктах досмотра и в служебных помещениях висели камеры, которые снимают всё, что делают сотрудники службы безопасности. Кроме того, он не обеспечил информирование всех пассажиров и бизнесменов, сотрудничающих с метро, о том, какие меры принимаются для противодействия терроризму.

Ранее глава Ространснадзора говорил, что их проверка “синхронизирована” с проверкой следователей. Поэтому можно ожидать, что следователи учтут мнение проверяющих о том, кто отвечал за конкретные нарушения. Так что в деле о теракте могут появиться сотрудники питерского метрополитена.

Теракт

Фото: © РИА Новости / Александр Кряжев
Фото: © РИА Новости / Александр Кряжев

3 апреля 2017 года в Санкт-Петербурге около 14:40 произошёл взрыв в вагоне поезда в тоннеле между “Сенной площадью” и “Технологическим институтом”. Поезд только отъехал от “Сенной”. Машинист не остановился в тоннеле, а сумел дотянуть до следующей станции — “Технологического института — 1”, чтобы было легче эвакуировать пострадавших.

Погибло 14 человек, 61 пострадал. Возбудили дело по статье “Теракт”. Одна из приоритетных версий — взрыв осуществил террорист-смертник. В СКР установили, что смертник — уроженец Киргизии Акбарджон Джалилов. Вскоре закрыли всё метро, силовики проверяли другие станции на предмет взрывчатки. Тогда же обнаружили ещё одну адскую машинку на станции “Площадь Восстания” и обезвредили её.

В середине апреля оперативники ФСБ задержали в подмосковном Одинцове предполагаемого организатора. Его зовут Аброр Азимов, ему 26 лет. Как выяснил Лайф, четыре года назад его лишили гражданства на родине — в Киргизии. С тех пор он перебрался в Россию, где и стал исповедовать идеи радикального ислама. По информации спецслужб, именно он готовил к теракту “питерского смертника” Акбарджона Джалилова. Вскоре задержали и его брата.

Павел Кочегаров

Источник: “Life”

Ранее

Смертельно красиво

Далее

Маргинальные технологии Мухтара Аблязова

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru