Вместо Межгосударственного авиационного комитета (МАК), к которому возникает всё больше вопросов об эффективности, Россия предлагает четырём странам-партнёрам создать новую структуру для расследования авиапроисшествий и катастроф
В России может появиться Международное бюро по расследованию авиационных происшествий, к работе которого должны присоединиться другие страны — участники Евразийского экономического союза: Армения, Казахстан, Киргизия и Белоруссия. Новая структура будет работать по стандартам Международной организации гражданской авиации (ИКАО), а его иностранные сотрудники будут пользоваться привилегиями и иммунитетом.
Инициатором создания международного бюро выступает Минтранс, рассказывает источник Лайфа в Росавиации. Необходимость такой структуры чиновники объясняют низкой эффективностью Межгосударственного авиационного комитета (МАК), который сейчас занимается расследованием авиапроисшествий и инцидентов, а также передачей части его функций и полномочий государствами-участниками своим национальным министерствам и ведомствам.
— Соглашения о создании международного Бюро по расследованию авиационных происшествий уже направлено в правительство, — рассказали источники Лайфа. Согласовать документ должны: МИД, Минфин, Минэкономразвития, Минюст, Минтруд и Минпромторг, после чего, как ожидается, к работе нового органа присоединятся другие страны — участницы Евразийского экономического союза: Армения, Казахстан, Киргизия и Белоруссия.
Новое бюро будет заниматься расследованиям авиакатастроф на территории всех стран — участников соглашения, разрабатывать общие правила и процедуры расследования, обучать сотрудников, разрабатывать рекомендации по безопасности полётов и обмениваться данными об авиапроисшествиях с ИКАО.
Штаб-квартира международного бюро будет располагаться в Москве, но при желании страны — участники соглашения получат право создавать на своей территории филиалы организации.
Финансироваться новая международная структура будет за счёт долевых взносов стран-участников, но их размер пока не определён. Помимо своевременных финансовых вливаний государства, присоединившиеся к договору, должны будут гарантировать политическое невмешательство в проведение расследований.
— Объём необходимых бюджетных ассигнований будет определён после выработки согласованной позиции государств — участников Соглашения о численности Бюро, условий оплаты труда в Бюро, — говорится в проекте соглашения.
Кроме того, новая структура получит широкие права и полномочия. Так, например, у Бюро будет возможность использовать для работы технические лаборатории, расположенные на территории государств-участников. При этом Бюро и его сотрудники будут пользоваться иммунитетом от любой формы административного или судебного вмешательства и освобождаться от налогов, сборов и пошлин, взимаемых в государстве пребывания.
— Соглашение начинает временно применяться по истечении тридцати дней с даты его подписания и вступает в силу с даты получения по дипломатическим каналам депозитарием (Российская Федерация) второго письменного уведомления о выполнении государствами, подписавшими настоящее Соглашение, внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу. <…> Настоящее Соглашение после вступления в силу открыто для присоединения других государств. Присоединение к настоящему Соглашению осуществляется при согласии всех государств-участников настоящего Соглашения, — сказано в проекте документа.
Предпосылкой к созданию бюро стало снижение эффективности работы Межгосударственного авиационного комитета (МАК), передача части его функций и полномочий государствами-участниками своим национальным министерствам и ведомствам, а также учреждение в 2014-м Евразийского экономического союза.
Эксперты считают, что создание нового бюро приведёт к полному закату МАКа, который сейчас расследует авиакатастрофы на территории 11 стран бывшего СССР.
— Создание Международного бюро по расследованию авиационных происшествий и серьёзных инцидентов стран — участниц Евразийского экономического союза (ЕАЭС) — это закат 26-летней истории существования вотчины Татьяны Анодиной — МАКа, — заявил Лайфу заслуженный летчик-испытатель РФ Герой России Магомед Толбоев.
По словам Магомеда Толбоева, который сам неоднократно участвовал в расследовании авиационных катастроф, идея ликвидировать МАК из-за его неэффективности назрела уже давно, а озвучена была в 2015 году премьер-министром Дмитрием Медведевым.
— МАК уже давно превратился не в организацию по расследованию авиапроисшествий и катастроф, а коммерческую организацию, зарабатывающую миллионы на выдаче различных сертификатов воздушным судам и аэродромам, — возмущается Толбоев в разговоре с Лайфом. — В 2015 году Дмитрий Медведев распорядился передать функции Межгосударственного авиационного комитета по сертификации воздушных судов, двигателей и аэродромов трём ведомствам — Минтрансу, Минпромторгу и Росавиации. Тогда у МАКа осталась одна функция — расследование авиационных происшествий, и то с которой, по мнению экспертов Росавиации, международная организация не справлялась.
По словам заслуженного лётчика, очень хочется, чтобы авиационные происшествия в Армении, Казахстане, Белоруссии, Киргизии и России расследовали куда более опытные специалисты, чем это делают сейчас в МАКе.
Стоит напомнить, что в 2015 году, когда у МАКа Правительство РФ забирало функции по сертификации воздушных судов, двигателей и аэродромов, Дмитрий Медведев заявил, что эти полномочия нужно передать системе исполнительной власти.
Ещё в октябре 2015 года председатель Российской национальной ассоциации авиапассажиров Владислав Гриб направил письмо председателю правительства Медведеву с просьбой рассмотреть вопрос о полной передаче полномочий в сфере безопасности авиаперевозок федеральным органам исполнительной власти (Росавиации). В документе отмечалось, что юридический статус МАК и выполняемые им функции несовместимы, а правовое положение организации противоречит нормам как российского, так и международного права.
Между тем в МАКе не комментируют законопроект о создании Международного бюро по расследованию авиационных происшествий и серьёзных инцидентов.
По материалам: “Life”