Российская молодежь уверена: Россия – больше не дом для всех народов
Русские марши и стычки с гостями столицы выдают очевидные экстремистские настроения среди молодежи. Социологи бьют тревогу: впервые за всю историю нашей страны число тех, кто не согласен с утверждением «Россия — дом для всех народов» перевалило за 50%. О том, почему нация и религия стали для молодежи точками опоры, что такое бытовой экстремизм и кому верят молодые россияне рассказала доктор политических наук, профессор кафедры сравнительной политологии РУДН, ведущий научный сотрудник Центра “Религия в современном обществе” Института социологии РАН МАРИЯ МЧЕДЛОВА
– Возросшие в последнее время опасения радикализации молодежи оправданы?
К сожалению, да. За последнее время — буквально за 5 лет сильно изменился экстремистский потенциал русской молодежи. Манежка, Кондопога, Бирюлево, Русские марши. В прошлом году впервые был зафиксирован рост настроений «Россия — для русских». Количество людей, разделяющих этот лозунг, начало стремительно повышаться, причем за счет молодежи.
– Но на маршах вышагивают в основном нацболы – это далеко не вся российская молодежь…
Экстремизм не всегда выходит на улицы. Часто он проявляется в быту или на уровне мировоззрения. Например, убеждение “Россия – общий дом для всех народов” разделяют уже меньше половины, всего 47% , тогда как еще несколько лет назад этот показатель не опускался ниже 60-70%. Это очень нехороший признак!
-То есть нетерпимость сегодня все больше приобретает национальную окраску?
– Нетерпимость имеет у нас различные проявления, но национальный аспект, пожалуй, заметен наиболее ярко. А теперь к национальной нетерпимости начинает потихоньку добавляться еще и религиозная. К сожалению, большинство из тех, кто ходит на разного рода Русские марши и демонстрирует типично экстремистское поведение, позиционируют себя как православные. Однако, за исключением членов некоторых организаций, у большинства из них убеждения имеют мало отношения к православной вере. Вообще среди наших соотечественников религиозная принадлежность, как критерий отличия себя от других, стоит на последнем месте. Только около 10% говорят о том, что, если человек другого вероисповедания, я к нему плохо отношусь. Для большинства это не имеет никакого значения. А вот среди молодежи индикатор религиозной нетерпимости проявляться начинает. Более 50% наших сограждан говорят о препятствиях для себя, или своих близких при возможности брака с иноверцем. Это очень опасно, поскольку постепенно теряется наше этническое богатство. Ему на смену может прийти этническая или религиозная обособленность.
– Но совсем не дружелюбный настрой исходит и от “православной” молодежи с Русских маршей и от ребят, отплясывающих лезгинку на Манежной…
– Во-первых, тут мы имеем дело с молодежью, которая склонна в силу возраста к бунтарству и к активным действиям. Но ведь нетерпимость к людям других культур фиксируется и среди светской молодежи. И это самый опасный ползучий бытовой экстремизм, проникающий в социальную ткань. Одна моя студентка – умница, красавица – на занятии начала с такой ненавистью отзываться о представителях кавказских народов! Причем, когда стали выяснять, в чем суть претензий, оказалось, что в подъезде живет семья с Кавказа, и они, когда выбрасывают мусор, с шумом захлопывают крышку мусоропровода. Вот истинные причины – мусор не так вынесли, шумят и еще масса житейских вещей. Это не связано с религиозной принадлежностью, это связано с различиями в быту, образе жизни, в темпераменте. И такие настроения не менее опасны, чем деятельность экстремистских группировок. Экстремизм он ведь не всегда выходит на улицы. Часто он оседает в повседневной жизни – в быту или на уровне мировоззрения. Такой бытовой экстремизм опасней любых Русских Маршей.
Таисия ИЛЬИНА