Чиновники хотят несколько миллиардов
Среди потенциальных концессионеровназывают также РЭО.
Вблизи Екатеринбурга начнется строительство двух крупных мусоросортировочных заводов и полигона твердых коммунальных отходов. Правительство Свердловской области заявило, что уже нашло нескольких потенциальных инвесторов, готовых создать «мусорную инфраструктуру» через механизм концессии. Ожидается, что в 2019 году будет завершена подготовка проектно-сметной документации, а уже в 2020 году начнется возведение заводов. Пока региональные чиновники официально не называют ни предполагаемых партнеров, ни параметры концессионных соглашений, ни возможный объем вложений. Однако участники рынка указывают, что запланированный проект потребует значительных финансовых вложений – порядка 5 млрд рублей, а значит, справиться с его реализацией смогут только крупные игроки. Среди наиболее вероятных инвесторов отраслевые эксперты называют госкорпорацию «Ростех», структуры «Корпорации СТС» и недавно созданного федерального оператора по обращению с ТКО.
Правительство Свердловской области заявило о скором старте строительства масштабной мусорной инфраструктуры вблизи Екатеринбурга в рамках реформы по обращению с ТКО. Как рассказал министр энергетики и ЖКХ Николай Смирнов, необходимость ее создания обусловлена закрытием Широкореченского полигона ТКО и скорым исчерпанием ресурсов Северного полигона под Верхней Пышмой. Прекращение работы таких крупных площадок грозит Екатеринбургу и его окрестностям потерей возможностей для утилизации мусора.
По словам министра, регион намерен решить эту проблему, заключив концессионное соглашение на строительство двух мусоросортировочных заводов мощностью 400-450 тыс. тонн в год каждый и полигона ТКО, который будет принимать хвосты после переработки. Более того, согласно планам властей Свердловской области, после сортировки и переработки на полигон будет уходить только 20-30% от существующего объема мусора.
Сейчас, по словам Николая Смирнова, регион совместно с инвесторами отрабатывает финансово-экономический механизм, чтобы реализация всех проектов укладывалась в темпы роста тарифа.
«Если рассматривать возврат инвестиций в течение 5-10 лет, существует несколько источников строительства заводов. Во-первых, в тарифе высвободятся затраты на организацию контейнерных площадок. Во-вторых, это доходы от продажи полезных фракций для переработки после сортировки мусора. В-третьих, это плата концедента за счет бюджета. После окончания срока концессионного соглашения завод перейдет в собственность муниципалитета или региона», – пояснил министр энергетики и ЖКХ Свердловской области.
Официально чиновники пока не называют потенциальных инвесторов и параметры концессионных соглашений. Однако участники рынка определяют вполне конкретный пул компаний, который мог бы реализовать масштабный проект.
«Нужно понимать, что задуманная правительством инфраструктура может стоить в среднем 5 млрд рублей. Такие ресурсы способны привлечь только крупнейшие игроки. В первую очередь, это структуры ГК «Ростех», которая активно представлена на рынке. Во-вторых, это может быть интересно компаниям ООО «Корпорация СТС», которые уже реализуют крупное концессионное соглашение по строительству сортировочного комплекса и полигона в Нижнем Тагиле. Не исключено, что в данном случае может быть задействован недавно созданный федеральный оператор по обращению с ТКО», – делится мнением один из участников рынка.
Как ранее сообщала «Правда УрФО», федеральный оператор по обращению с ТКО – «Российский экологический оператор» (РЭО) в ближайшее время начнет работу в регионах России. В течение первого квартала 2019 года будет утверждена управленческая структура и устав новой организации. Основным коллегиальным органом управления станет наблюдательный совет, в который войдут заместитель председателя правительства РФ, главы федеральных министерств промышленности, строительства и ЖКХ, природных ресурсов и экологии, а также директор РЭО.
Другой собеседник издания на рынке ТКО подтвердил, что строить заводы под Екатеринбургом, вероятно, будет именно РЭО. При этом все отраслевики исключают участие в проекте регионального оператора – МУП «Спецавтобаза».
Отметим, что часть финансирования, так или иначе, пойдет через тариф регоператора. На сегодня у «Спецавтобазы» инвестсоставляющая не учтена, так как предприятие не успело подать инвестпрограмму в РЭК. При этом на этапе строительства по концессии невозможно включить в тариф затраты на создание инфраструктуры. Поэтому, скорее всего, строительство будет вестись за счет собственных средств концессионера, а возврат инвестиций обеспечен за счет платы концедента.
Антон Гуськов
По материалам: “Правда УрФО”