Спецкор «Нового вторника» рассказывает об эпизодах, которые легли в основу уголовного дела, возбужденного наконец против экс-министра обороны Анатолия Сердюкова, — всего лишь «за халатность»
Астраханская область, с точки зрения москвичей и прочих приезжих, — это дельта Волги, турбазы, рыбалка с осетрами, черная икра, арбузы. Поэтому история о турбазе зятя Сердюкова в астраханских камышах выглядела логично-завершенно. Волга, дельта, комары, рыбаки в маленьких лодках, охотники, тихо высматривающие среди тростника кабанов — как фон для мощных моторов пары VIP-катеров с шумными компаниями под присмотром сосредоточенных лиц высокооплачиваемых егерей.
На самом деле элитные гости, как и элитные базы, не такое уникальное для Астраханской области явление. И в маленьких лодках, и в камышах в ожидании кабанов запросто могут оказаться медийные персонажи. Рыбаки говорят, что с наступлением сезона в дельте Волги ежедневно рыбачат две-три знаменитости федерального масштаба. Актеры, футболисты, рэперы, теннисисты, врачи. Очень часто — представители власти.
О том, что у главы Минобороны есть турбаза, жители Икрянинского района, да и все астраханские рыбаки, знали с 2010 года, с момента начала стройки. Широко о «секретной даче под Астраханью» тогда никто не писал. Ведь их тут сразу несколько. Есть «вторая база Минобороны», есть турбазы, собственником которых считается Газпром, есть даже не одна «база Путина».
Телефоны, юридические адреса, e-mail ООО «Житное» на острове Школьный с 2010 года были в общем доступе — на базу зазывали обычных клиентов, зашедших на сайты объявлений по запросу «рыбалка в Астрахани».
Поселок из дорогих коттеджей, большой гараж для машин и ангар для катеров, заводь в центре острова, неплохие глубины вокруг. Однако вскоре на турбазу стали ездить vip-персоны. Впрочем, личности типа астраханского депутата Госдумы Леонида Огуля или мэра Сергея Боженова, понятно, никого особо не интересовали — они же не футболисты и не рэперы. А вот визиты Анатолия Сердюкова каждый раз четко фиксировались местными.
В августе 2011-го «Житное» посетили Владимир Путин и Дмитрий Медведев. Несмотря на то, что отдых «тандема», с подачи kremlin.ru, выложившего фотоотчет, освещался широко, название турбазы и имя владельца нигде не мелькали.
Зато с тех пор реклама «Житного» с адресом и телефонами начали удаляться с сайтов объявлений. Турбаза приобрела реноме закрытой — for your eyes only.
Зимой 2012-го сюда, уже без Владимира Путина, приезжал Медведев. И так ему здесь понравилось, что он повторил поездку еще раз в августе — уже вместе с супругой.
А осенью 2012 года разразился скандал вокруг «Оборонсервиса» и фильма Аркадия Мамонтова «Коррупция». Тогда-то база «Житное» и прогремела на всю страну.
Вдруг выяснилось, что «секретную дачу» строили военные, стройматериалы подвозили вертолетами, дорогу от ближайшего села прокладывали железнодорожные войска.
Тем не менее, все это не было новостью для местных. Для них новостью стали проблемы турбазы «Викинг», которая располагалась на острове Школьный до появления «Житного». Владельцем старой базы было сначала местное ООО «Леска». Потом ее выкупили московские бизнесмены, а управляющим директором поставили астраханца, бывшего хозяина «Викинга» Геннадия Белоусова.
Именно Геннадий и рассказал нам о «рейдерском захвате».
В 2009 году в один прекрасный день на острове появились некие люди, которые объявили, что «Викинга» здесь больше не будет, и предложили смешные отступные. Директор заупрямился — ведь он вложил в остров не только свои силы, но и значительные денежные средства — по его словам, почти 10 млн рублей.
Говорят, все было очень шумно. Некие офицеры топали ногами, грозили Белоусову то ли трибуналом, то ли сразу расстрелом.
В итоге «некие люди» надавили на владельцев «Викинга», и директору пришлось сниматься с насиженного места на Школьном.
Будущую новую турбазу сначала объявили пансионатом для сотрудников ФСБ. Однако представителей службы безопасности быстро сменили представители Минобороны.
Главное — понятно, что санкцию на «рейдерский захват» дали местные власти. Следственный комитет, возможно, выяснил, кто именно поставил подпись под разрешением выделить участок зятю министра обороны Валерию Пузикову. Во всяком случае, мы точно знаем, что, когда в Астрахань приезжали столичные следователи, они беседовали с областными и районными чиновниками как раз об этом.
Да, шум в СМИ и активность следователей сделали свое дело — о претензиях к господину Пузикову и Минобороны вспомнил даже Росприроднадзор, который через два года вступился за заповедные «бэровские бугры», которые ради турбазы раскопали солдаты-строители.
Сейчас бывшие владельцы в лице ООО «Леска» подают в суд. Настаивают, что Валерий Пузиков, передавший турбазу Минобороны, действовал незаконно. Да, зять Сердюкова, возможно, именно таким образом вывел из-под удара и себя, и родственника, но вложенные в объект «Леской» и лично Геннадием Белоусовым 10 млн рублей никто возвращать не собирается. Астраханские заявители считают, что захват земли и строений был рейдерским.
Причем, что интересно, турбаза «Житное» сейчас, оказывается, де-юре оценена в 150 млн рублей.
Хотя только дноуглубление вокруг острова Школьный, как подсчитали для нас астраханские специалисты по такого вида работам, стоило как минимум 300–400 миллионов.
«Если по-честному, без откатов, вся база в целом тянет на 700–800 миллионов рублей», — резюмирует Геннадий Белоусов. Содержание, по прикидкам специалистов, должно обходиться минимум в 5 млн рублей в месяц.
Итого, выходит, стоимость базы и ее содержание в течение года тянут на 1 млрд рублей, что примерно равно цене одной межконтинентальной баллистической ракеты «Булава».
Что будет с турбазой теперь, после скандала, разразившегося вокруг экс-министра обороны и его свиты, мы продолжаем следить. Еще накануне лета нам рассказывали, как в «Житном» полностью замерла жизнь. Понтонный мост разобрали, на остров никого не пускали, в элитных домиках ночевали только сторожа.
«Нормальная жизнь на острове, наверное, понемногу вернется, — рассуждает один из астраханских рыбаков. — «Леска» и Белоусов по своему иску ничего не добьются, Минобороны, скорее всего, базу у себя удержит, а дальше все зависит от воли высшего министерского начальства. Или вложатся и снова запустят как vip-дачу, или приведут в порядок и выставят на торги».
Алексей ДМИТРИЕВ
спецкор «НВ»
Астраханская область
NB!
Сегодня Анатолий Сердюков будет допрошен в качестве обвиняемого. По версии следствия, Сердюков приказал подчиненным построить за счет бюджета Минобороны автомобильную дорогу от села Краса Астраханской области до острова Школьный, на котором располагается база отдыха «Житное». Как сообщили в Следственном комитете, к работам на территории базы отдыха незаконно привлекались солдаты срочной службы. Сам экс-министр своей вины, разумеется, не признает.