Как в атмосфере повального неуважения и незащищенности человеку сохранить самоуважение?
Звонит подруга и рассказывает, как сама выразилась, «мелодраматическую» историю, произошедшую накануне с ее снохой.
Дело было так. Спешит Сусанна на занятия по вождению. Встреча с инструктором назначена у входа в большой торговый центр. Подходит и видит: у стеклянных дверей магазина сидит продрогшая собачонка. На улице, несмотря на апрель, холодно и дождливо. Собачонка симпатичная, явно домашняя: с ошейником. Но грязная и мокрая. Сусанна, человек сердобольный, нашла в сумке печенюшку, покормила животинку, посетовала, что не может ее забрать к себе, потому что у дочки аллергия. А на последок сфотографировала. Просто так, на память.
По дороге на автодром Сусанна рассказывает о своей встрече инструктору, показывает фото собачки. Инструктор, тоже женщина, эмоциональная и с добрым сердцем, предлагает выложить фото в Инстаграм: «Кто-нибудь, да захочет взять такую прелесть».
Выложили. Тут же, как из рога изобилия, посыпались комментарии от жалостливых («Какая миленькая и бедненькая») до гневных («Как можно такое животное на улице оставить!»). И предложения Сусанне самой забрать собачку («Ты же такая милосердная»).
Через полтора часа возвращаются Сусанна с инструктором на прежнее место, к торговому центру. Собачка как сидела у входа, так и сидит еще более промокшая и замерзшая. И в этот момент Сусаннин телефон в очередной раз пикает: «Готова взять песика себе. Кружу вокруг ТЦ. Не могу найти нужный вход. Сориентируйте точнее».
Через пять минут они встретились: Сусанна, пожалевшая бедолагу, инструктор, предложившая бросить клич о помощи в Инстраграм, девушка на крутой тачке, первой деятельно откликнувшаяся на призыв помочь, и бедное, измученное и замерзшее животное. «Я его накормлю, отмою и выложу информацию на форум. Пока не найдутся хозяева старые или новые, поживет у меня», — пообещала девушка.
— Ну, просто хэппи энд! — восклицаю я.
— Хэппи энд дальше, — продолжает подруга. — Фото, выложенное девушкой, в тот же день увидели хозяева собачки. Оказывается, они живут в частном доме, выпускают любимицу самостоятельно гулять во двор. И до последнего дня все было в порядке. А тут та как-то исхитрилась выйти на простор улиц и заблудилась. Спасибо неравнодушным людям, не дали бедолаге пропасть. Вот это хэппи энд!
И дальше мы говорим с подругой о том, что от социальных сетей, конечно, есть определенная польза. Вот ведь, не будь этого достижения прогресса, разве смогло бы все разрешиться так быстро? И как хорошо, что вокруг все-таки много еще неравнодушных молодых людей…
— Но я вот о чем все время думаю, — говорит моя мудрая подруга. — Замечательно, что в наших душах еще живы сострадание, жалость, даже активная готовность помочь нашим братьям меньшим. А вот если бы Сусанна фото не собачки, а человека, мокрого, грязного, непонятно почему в дождь сидящего у дверей ТЦ, в Инстаграме разместила, какие бы были отклики?
— Скорее всего, все начали бы искать причину такого положения вещей исключительно в самом человеке, — говорю я.
— Вот и я о том же. Мы искали бы причину беды не в обстоятельствах, которые, возможно, с нашей помощью еще как-то можно изменить, а исключительно в самом человеке. Нет денег на лечение? Шел бы и работал. Остался на старости лет одиноким? Сам виноват. Дети бросили больного родителя без помощи? Так воспитал. И при этом мы говорили бы сами себе, что пытаемся судить объективно. Но нет. Мы всего лишь оправдание своему равнодушию ищем. И равнодушия становится все больше и больше и в наших душах, и вокруг. Кто-то скажет: нас к этому нередко подталкивает своей бессердечной политикой государство. Это так. Но в итоге-то все мы с годами остаемся один на один не с государством, которое все больше отдаляется от наших проблем. Мы остаемся один на один со своей собственной душой. В ней ищем опору в трудную минуту, с ней ведем долгие диалоги. И я бы, например, не хотела, чтобы мой «верный друг и собеседник» был объективным, но безразличным, раздражительным, злым, мстительным. С этим жить невозможно. А хочется пусть и не полного, но хэппи энда.
Наталья Михайлова
“Новый вторник”