В Госдуме прошли слушания на тему «Печатная пресса в России: проблемы и перспективы», собравшие федеральных начальников, парламентариев и журналистов
Проблема обсуждалась сильно запущенная — как прессе выживать в жестких условиях отечественного рынка.
«Бумажная пресса» проигрывает конкуренцию с интернет-СМИ». Такие речи можно часто слышать от всезнающих менеджеров, подсевших на иглу гаджетов. Ребята не понимают разницы между текстом на бумаге и текстом в компьютере. Разница в возможности осмысления, в качестве воздействия на аудиторию. Хотя оно не всегда приветствуется властями.
Это продемонстрировал Владимир Жириновский, сравнивший прессу с гужевым транспортом, потребность в котором исчезла и место его на ипподроме. Такие речи, мало уместные в серьезной аудитории даже для вождя ЛДПР, вызвали возмущение профессионалов. Но Вольфович, испортив деловую атмосферу, ретировался, не рискнув говорить по делу.
Замглавы Минкомсвязи Алексей Волин отметил, что выручка от продажи СМИ в 2018 г. не упала лишь благодаря росту цен на них, составив 42 млрд рублей. Количество же проданных экземпляров уменьшилось. Из-за высоких цен стала падать и подписка со скоростью 10% в год. Людям в провинции не всегда хватает денег даже на еду, тексты же в интернете выглядят почти бесплатными.
Среди причин упадка печатных СМИ назывались повышение цен на бумагу и типографские услуги — из-за жадности соответствующих отраслей, трехкратный рост подписных тарифов — спасибо «Почте России», серьезные ограничения на рекламу по инициативе чиновников, ограничения по организации розничных продаж.
Вроде набор случайностей: алчность предпринимателей, ошибки регулирующих органов… Но когда это накладывается одно на другое, то здесь уже не совпадения, а политика.
Представители власти клялись на слушаниях в горячей любви к журналистам и в желании помочь им. Зампред ГД Ольга Тимофеева подмигнула СМИ: «Без вас не было бы информационного сопровождения нашей работы». Это она лояльным, официальным изданиям? Другие-то вовсю поливают работу парламента!
«Было такое ощущение, что предложения по спасению отрасли падали в пустоту или отскакивали от чиновников, как от бетонных плит, — утверждает вице-президент Союза предприятий печатной индустрии (ГИПП) Александр Оськин. — Постоянный рефрен, что бизнес должен спасать себя сам, звучал неубедительно, так как все проблемы отечественной медиаотрасли сегодня связаны не с интернетом, а с непрофессиональными действиями властей. Ограничения по размещению рекламы сократили доходы газет и журналов в разы, европейские и североамериканские издания зарабатывают на рекламе впятеро больше, чем российские».
Пресса не червонец, чтобы всем нравиться. Но принуждать ее к лояльности начали еще с запрета продавать газеты в метро и подземных переходах. Потом применили и другие, «рыночные» и бюрократические инструменты.
Словно не понимая, что нельзя запретить людям видеть и обсуждать все превратности жизни.
Лаврентий Павлов
“Новый вторник”