Человек VS Закон

Ветерана лишают единственной квартиры – абсолютно законным образом

Есть мнение, что о ветеранах вспоминают только раз в год – на 9 мая. В остальное время лозунг «Спасибо за победу» уже не работает, и участники Великой Отечественной войны оказываются буквально на обочине жизни. И порой происходит так, что законы страны, которую они защищали, работают против них. Ветеран Виктор Григорьев, почти лишившийся слуха и зрения, может потерять и жилье. Причина – незаконная перепланировка балкона, который пенсионер переделал, чтобы ему было удобнее выходить на улицу.

Региональное издание «Кубанские новости» опубликовало печальную историю участника войны Виктора Алексеевича Григорьева, который может лишиться жилья за неподчинение букве закона. «Наша Версия» не смогла остаться в стороне от происходящего: это важная проблема, которая требует привлечения всех властных структур.

Великая Победа

В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, Виктору Григорьеву было 12 лет. Естественно, детей на фронт не брали, но когда военные действия докатились до его родного Сталинграда, подростку все же пришлось взять в руки оружие. Виктор Григорьев стал «сыном полка» 13-й гвардейской дивизии, которой командовал генерал Александр Родимцев. Как вспоминает ветеран, в тот период пришлось многое пережить, и он делал все возможное, чтобы помочь защищавшим Сталинград войскам. Однажды он попал под артобстрел, был ранен и получил контузию. Из-за ранений Виктору Григорьеву дали статус ребенка-инвалида, а после совершеннолетия присвоили ему 2-ю группу инвалидности. Несмотря на юный возраст участника ВОв, Григорьев получил звание ветерана и все льготы и компенсации, которые положены данной категории граждан. И даже сейчас, будучи в преклонном возрасте, ветеран утверждает, что снова отправился бы на фронт и на любое задание, если «Родина велит».

Однако ни статус ветерана, ни льготы не помогают пенсионеру решить неожиданно свалившуюся на него проблему: некоторое время назад 90-летний ветеран получил повестку в Советский районный суд Краснодара по делу о продаже его однокомнатной квартиры с публичных торгов. Теперь ему самому нужна защита.

Долгожданная квартира

В августе 2016 года Виктор Григорьев был официально признан нуждающимся в жилье и включен в специальный список очередников. Уже весной 2017 года ветеран получил субсидию на приобретение квартиры – соответствующее решение вынесло региональное министерство труда и соцразвития после того, как были улажены все необходимые формальности. Выделенные средства позволили ветерану купить однокомнатную квартиру в девятиэтажке в Комсомольском микрорайоне Краснодара. Незадолго до продажи в помещении произошел пожар, поэтому жилым оно фактически не являлось. Однако ветерана это не огорчило, и они вместе с гражданской супругой Надеждой своими силами сделали в «однушке» ремонт, приведя ее в надлежащий вид. Кроме того, Виктор Алексеевич, будучи агрономом по профессии, устроил под окнами квартиры небольшой палисадник, высадив там растение и огородив участок от собак. Изменения заметили даже соседи, которым такое благоустройство территории у дома пришлось по душе.

Личный выход

Как уже упоминалось выше, Виктор Григорьев плохо видит и слышит, и однажды это едва не стоило ему жизни. Выходя из подъезда на прогулку, ветеран попал под колеса автомобиля, проезжавшего мимо, так как не заметил машину. Выздоровев, пенсионер в первую очередь решил обустроить отдельный выход через балкон, чтобы иметь возможность выходить гулять на другую часть двора, туда, где не ездят машины, чтобы вновь не попасть под колеса. Кроме того, он немного расширил балкон, чтобы в плохую погоду у него была возможность сидеть там и дышать свежим воздухом. Едва ли ветеран мог предположить, что сделанная им ради своего удобства и безопасности перепланировка может обернуться риском потери квартиры, в которую он вложил столько сил.

Балкон преткновения

Переустройство квартиры не прошло мимо управляющей компании «ГУК-Краснодар», осуществляющей обслуживание данного дома. После этого Виктор Григорьев и его супруга еженедельно начали находить в своем почтовом ящике официальные письма о том, что произведенная ими перепланировка балкона является незаконной, и нарушение необходимо либо устранить, либо оформить в установленном законом порядке. К сожалению, никто не захотел объяснить пожилому человеку, какие шаги для этого нужно предпринять, и где находится нужная ему организация.

Виктор Григорьев«Если честно, не вижу большого преступления в произошедшем. Ведь несущие стены в квартире не затронуты, никаких неудобств соседям я не доставляю. А то, что расширили балкон, так причина лишь одна – хотел безопасно выходить на улицу. Здесь, во дворе дома, не ездят машины, и я могу спокойно погулять по тенистой аллее, не опасаясь, что меня снова собьют».

При этом пенсионер вовсе не против оформить перепланировку по закону, но не знает, как это сделать. В официальных письмах нет никаких инструкций – лишь угрозы судебных разбирательств.

Ситуация, в которой оказались Виктор Алексеевич и его супруга, заставляет их жить в постоянном стрессе, что, в свою очередь, не лучшим образом влияет на их здоровье – у пожилых людей все чаще «прыгает» давление, к ним регулярно выезжает «скорая помощь», и сколько это будет продолжаться, неизвестно.

В соответствии с законом

Через некоторое время управляющая компания передала информацию о нарушении в департамент городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Краснодара, поскольку реакции от Григорьева так и не последовало. 13 июня 2019 года пенсионерам пришло очередное письмо – с повесткой в Советский районный суд Краснодара. Они рассчитывали, что вопрос наконец решится, суд восстановит справедливость, а управляющая компания перестанет отправлять им письма о нарушении, но, как выяснилось, дело касается продажи принадлежащей ветерану квартиры с публичных торгов. Более того, повестка оказалась прислана с опозданием в несколько часов, когда заседание уже состоялось, и ветеран в принципе не мог на нем присутствовать.

Новые переживания стали для Виктора Григорьева настоящим ударом – он практически слег, стал еще хуже видеть и слышать. Обращение в прессу стало для него последней надеждой.

Как отмечает автор статьи, в управляющей компании «ГУК-Краснодар» заявили, что все действия производились строго по закону. Кроме того, они сообщили, что к ветерану приезжал специалист, который подробно объяснял ему порядок процедуры узаконивания переустройства балкона. Ветеран подтвердил, что к ним действительно приходила женщина, которая, по его словам, в основном успокаивала его и супругу, а также уверяла, что никто не станет подавать на них в суд из-за немного увеличенного балкона. Сейчас уже невозможно сказать, как проходил ее визит на самом деле. К тому же, сотрудница уволилась из компании несколько месяцев назад, и, соответственно, комментариев от нее получить не удалось.

В жилищном отделе департамента городского хозяйства и ТЭК сообщили, что к ним от «ГУК-Краснодар» поступило сообщение о нарушении – самопроизвольной планировке квартиры, собственником которой является Виктор Алексеевич Григорьев. Представители департамента явились по указанному адресу, зафиксировав факт нарушения – самовольные работы по переустройству входной группы.

Куда выселять?

Издание приводит комментарий эксперта, юрисконсульта Виктора Смирнова. По словам специалиста, формально управляющая компания действительно может обратиться в суд с иском о продаже жилья, где была произведена самовольная перепланировка или переустройство, с публичных торгов. После этого победитель торгов в законном порядке подает иск о выселении прежнего собственника. Однако, как обратил внимание эксперт, подобная мера обычно применяется судами как крайняя.

Виктор Смирнов«Возможно, что данная квартира является единственной для семьи ветерана Великой Отечественной войны. В этом случае правомерен вопрос: каким образом тогда будет производиться выселение и куда?»

Специалист посоветовал ветерану обратиться в суд с встречным иском о сохранении жилья в переустроенном состоянии. Важно, чтобы заявление сопровождалось заключением о том, что произведенная перепланировка не затрагивает коммуникации и не наносит вреда надежности и безопасности здания, то есть, отвечает строительным нормам и не угрожает жизни и здоровью окружающих.

Не обязаны помогать

Виктор Григорьев получил предписание, в соответствии с которым ему необходимо привести жилое помещение в первоначальное состояние или предоставить документы, подтверждающие законность произведенных изменений. Предписание исполнено не было, документы, как уже говорилось выше, также не были предоставлены, поэтому был запущен судебный процесс. Возникает вопрос: почему никто не пришел к ветерану лично и не объяснил, как нужно действовать, чтобы избежать проблем и не лишиться жилья? Очень просто – делать этого никто не обязан. Тот факт, что Виктор Григорьев является ветеранов войны и инвалидом 2-й группы, тоже не предполагает никаких послаблений – в законодательстве ничего не говорится о том, что для собственников определенного года рождения должны применяться «льготные» условия – закон един для всех.

Как отмечает автор, пожалуй, единственным исключением среди равнодушных должностных лиц, с которыми пришлось столкнуться ветерану, стали работники социальной защиты. Они с пониманием отнеслись к ситуации, в которой невольно оказался Виктор Алексеевич. Они постоянно контактируют с пожилым мужчиной, периодически посещают его, уточняя, в какой помощи нуждается ветеран, но, к сожалению, в обязанности социальных работников не входит юридическое сопровождение в суде или в переписке с органами власти, поэтому данная сфера остается вне их компетенции.

После обращения представителей местной прессы делом ветерана пообещало заняться государственное юридическое бюро Краснодарского края. Его сотрудники изучат документы, имеющиеся у Виктора Григорьева, а также по возможности окажут ему поддержку в суде. Не исключено, что юристы из государственной организации будут единственными защитниками интересов ветерана в суде. Он получит от них бесплатную помощь как представитель социально незащищенной категории населения.

Право и мораль

С правовой точки зрения сложившаяся ситуация не представляет ничего сложного или необычного. Существует Жилищный кодекс РФ, который надлежит соблюдать всем собственникам жилья, вне зависимости от их возраста и социального статуса. Любые нарушения влекут за собой ответственность – либо необходимость их исправить, либо суд и реальный риск потерять жилье, доставшееся не самым легким путем. Однако если посмотреть на ситуацию не через призму бюрократии, а по-человечески, она уже не выглядит настолько однозначной. В следующем году вся страна будет праздновать юбилейную 75-ю годовщину Великой Победы. Готовятся грандиозные торжества, масштабные мемориальные и культурные мероприятия, и, конечно, чествования ветеранов, которых осталось совсем немного. Людей, которые создали Великую Победу своими руками, ждут поздравления, почести и подарки. Но неужели все это действительно актуально только раз в году, и рассчитывать на какое-то снисхождение и внимание со стороны властей ветераны могут только в канун 9 мая, а в остальное время про них просто забывают? Хотелось бы верить, что нет, но пример краснодарского ветерана Виктора Григорьева указывает на обратное.

Антон Надточеев

По материалам: “Наша Версия”

Ранее

Раздавивший пациентку аппарат лучевой терапии в Воронеже 14 лет эксплуатировали без регистрации

Далее

Из-за приезда 20 президентов в Екатеринбурге стало невозможно жить

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru