Константин Богомолов: «Мне нравится путать след»

Свою «непричесанную» книгу представил читателям сам «великий и ужасный» 

Фото: РИА Новости

Режиссер Константин Богомолов, ставший в последнее время чуть ли не главным героем скандальной светской хроники, на днях в магазине «Москва» презентовал свою книгу «Так говорил Богомолов». Может, потому, что это была уже не первая презентация, журналистов-таки в этот раз не было. В зале только тетушки-читательницы и ваш корреспондент «Новых Ведомостей» – единственный из нашего пишущего цеха. Не скрою, я люблю Богомолова, и его спектакли, в отличие от ряда моих коллег, смотрю с удовольствием. Поэтому на презентацию книги шла, скорее, по велению души, чем по заданию редакции. 

В российском театре Богомолов давно сделал имя на провокационных постановках. Режиссер-провокатор сам признается, что просто занимается атакой на ценности, тем самым, заставляя зрителя, наоборот, акцентировать на них внимание. Многие не приемлют это: так замахиваться на святое! Кстати, и его недавняя нашумевшая свадьба с Ксенией Собчак не лишена той самой театральности в фирменном «черном» стиле Богомолова.

С театром все уже понятно, а для литературы его имя пока терра инкогнито, хотя в юности Константин Богомолов активно публиковался. По его словам, теперь, он зашел в мир литературы с другого входа, минуя тяжелые для любого творческого человека этапы становления и унизительного доказывания своего права заниматься писательством.

Итак, «Так говорил Заратустра»… простите, Богомолов… Этот сборник –  тексты, написанные им в разное время: от школьной поры и до сегодняшнего дня. Писатель Владимир Сорокин комплиментарно назвал этот сборник Богомолова театром слов – точных и ярких. Поскольку Богомолов бежит от всяких определений и попыток отнести его к определенной литературной или театральной группе, стиль его книги не подчиняется никаким жанрам и законам. Впрочем, как и сам автор…  Его план удался.

 – Это  гигантский обходной маневр, – объясняет издание сборника Богомолов,  – войти в литературу через театр, где я уже прошел этот путь доказывания себя. А здесь получилось так, что завоевав успех в другой сфере, но имея что-то важное внутри себя, ты не проходишь эти адские этапы – выстраивать отношения, улыбаться малоприятным людям, поддерживать знакомства, рассовывать свои тексты, волнуясь, ждать рецензий.  Этот омерзительный путь становления человека в любом виде творчества… А тут вышло так: я известный режиссер, написал книгу, нравится – не нравится, ешь, моя красавица. И в этом состоит невероятный кайф и вместе с тем лукавый обман такого же снобистского, консервативного и очень закрытого пространства серьезного искусства.

Фридрих Ницше, к которому иронично отослал нас господин Богомолов в названии своего труда, говорил, что всякий текст, не побуждающий к действию, не имеет смысла. Книга Константина Богомолова если и не призывает к активным действиям, то хотя бы заставляет задуматься о вечных вещах: одиночестве, любви, жизни и смерти. Тема последней звучит в очень многих текстах издания. Константин Богомолов ранее говорил, что тема смерти в обществе табуирована, и неоднократные нарушения этого табу прослеживаются не только в творчестве режиссера, но и в его жизни. И опять же становится понятным, почему он вместе с Ксенией Собчак  приехал в ЗАГС на катафалке с надписью «Пока смерть не разлучит нас». В своих спектаклях Богомолов неоднократно напоминал зрителю, что любовь и смерть неразделимы. Меж тем лирический герой его книги словно обречен на экзистенциальное одиночество, которое опять же напоминает нам о страхе смерти, свойственном почти каждому человеку.

– В книгу вошли тексты, сочиненные в разное время: от школьных времен до нынешнего времени, – начал разговор с читателями Константин Богомолов. – Часть из них связана с репетициями в театре.

Я учился в 31-й московской школе (ныне 1520-я гимназия им. Капцовых), и когда однажды к нам пришел молодой учитель, мы в классе стали делать журнал. В определенный момент произошел раскол, и дети разделились на две редакции. Стали выпускать два журнала под названиями «Зеркало» и «Творчество». Мы сами их оформляли: кто-то рисовал, другие писали туда тексты. Потом у нас в школе возникла первая большая революция. Этого учителя не любили другие педагоги, потому что он был другой – свободный. И его захотели уволить. В четвертом классе мы, дети, пошли к директору школы с петицией, что если его выгонят, то мы уйдем из школы. Директор собрал нас и сказал: «Ну что вы…» В итоге спустя некоторое время молодой учитель уволился сам. Но он раскрутил этот маховик, и мы стали писать.

 Затем Константин рассказал, как попал в студию «Кипарисов ларец» во Дворце пионеров на улице Фадеева, издавался в литературном журнале «Мы», поэтическом сборнике «Семнадцатое эхо», в альманахе «Вавилон».  По окончании школы он поступил одновременно и в Литературный институт, и на филфак МГУ им. Ломоносова.

– Но параллельно учиться было невозможно. Просиживание штанов в библиотеке не позволяло мне писать тексты, и на некоторое время я забросил это дело, остался на филфаке. В конце второго курса я понял, что хочу поступить в ГИТИС, впоследствии учился у Андрея Гончарова. С этого момента полностью ушел в театр, но к писательству вернулся через написание текстов для спектаклей. Андрей Колесников, главный редактор журнала «Русский пионер» предложил мне писать снова. И я продолжил это дело…

– Ваши тексты устроены сложно. Они не работают в плоскости: «Я вам покажу, о чем я думаю, и вы соотнесете меня с моим лирическим героем». Почему? 

– Все это создавалось на протяжении долгого времени. Я не очень понимаю свой голос и не скрываю того, что очень подражателен во всем, что делаю. Я очень зависим от реакций, они мне важны. И это касается не только театра, но и вроде бы такого замкнутого дела, как текст. И в силу этой подражательности я достаточно всеяден, что мне очень нравится. Мне может нравиться классический архаичный простой текст или барочный. Я люблю создавать и одни, и другие вещи. Мне нравится путать след. Это, в принципе, важная стратегия не только в творчестве, но и в жизни. Идет ли она от высокой степени опасливости и ожидания некой атаки, если эта атака неизбежна и может превратиться в прямое столкновение, ты постоянно уходишь от некого определения себя. Мир тебя пытается назвать, а очень не хочется быть называемым. Когда тебя называют, смерть и приходит, потому что дальше все исчерпывается. Если тебя назвали, и ты подчинился этому названию, то это значит, встроиться в этот футляр, который тебе сшили, смастерили, сбили, а дальше крышка захлопнулась, гвоздь забили, и человек в плену.

Человек – вообще самая опасная вещь на земле, самая непредсказуемая и невероятная, самая чудесная и сложная. И человек боится человека: ни зверя, ни темноты, ни пустоты и ни одиночества даже. И даже в одиночестве мы встречаемся с собой, а значит, и с человеком. Поэтому когда ты убегаешь от чужого определения, скрываешься за углом, ты реально живешь. Это же не означает, что в тебе нет центра, это значит, что я просто не выдам эту вещь, для чего и пускаю дымовую завесу. Поэтому я создаю разные тексты и разные спектакли, и даже моя общественная война с некими трендами связана с тем, чтобы меня ни приартачивали к какой-либо группе. Это для меня невыносимо. Если я ощущаю сковывание своей воли по каким-то общественным требованиям, то в этот момент меня ужасно ломает.

– В ваших текстах присутствует ощущение некого одиночества – даже не социального, а экзистенциального. 

– Это еще и страх смерти. Мы можем вместе есть, читать книгу, смотреть кино, заниматься любовью, выходить в мир, но умираешь ты всегда один. И к этому ощущению нужно как-то подготовиться. Я где-то говорил о том, что чего ты ждешь, то не приходит. Если ожидаешь какого-то хорошего события, то оно обязательно не придет. Но это касается и плохого. Если ты его очень ждешь, то оно имеет все шансы не прийти. Это, наверное, и отпугивание каких-то страхов. Мне нравится, что в этой книге много графомании, от чего и рождается энное количество иронии. Говорить про смерть, бесконечность – в этом ведь есть какая-то доля графомании. Книга непричесанна, а я люблю такие вещи.

Ваша поездка на свадебном катафалке тоже бессознательная попытка уйти от того плохого, о котором вы только что говорили? 

– Наверное. Вообще, мы не думали, как убежать от смерти. Это уже вопрос внешней оценки. И это бесконечная череда трактовок. Может быть, чтобы убежать от смерти, я действительно проигрываю какие-то вещи.

 – Как работают пьесы в книжном формате и на сцене? 

– Когда они на сцене, они соединяются с актерами и соответственно в этом актерском произнесении и существовании в сценическом пространстве они имеют право быть не столь выверенными. Если бы я просто писал для бумаги и не предполагал выхода текстов на широкую театральную аудиторию, то я бы их вычищал. А я же подверг корректуре только поэму «Мой бластер разрядился» и Pulp people.

Текст спектакля «Мушкетеры. Сага. Часть первая» я оставил нетронутым из-за его непричесанности. Сцена – грубое, вульгарное дело и требует какой-то сиюминутной туповатости. Так и должно быть. А книга призывает к некой серьезности, основательности в плане подхода к делу, потому что в отличие от сцены она претендует на то, чтобы закрепиться в памяти. Но я решил, что не буду выверять эти тексты, пускай они фиксируют ощущение глуповатости и где-то дешевки, но это буду я. Больше всего я ненавижу многозначительность и пафос, серьезность несения себя и отношения к собственному делу. Можно серьезно относиться к чему-то внутри себя, но я не люблю, когда это показывается, становится подачей в мир или требованием от кого-то.

 Обстоятельное отношение к чему-либо – это все равно, что требовать от человека ответа на вопрос: «Скажи, а ты действительно меня любишь?»

 Помните, сцену, когда герой Стеблова стоит у автомата в фильме «Я шагаю по Москве» и все добавляет: «А очень, очень?» Я до сих пор помню, как после спектакля «Идеальный муж» группа серьезных интеллектуалов собрались в редакции Colta.ru и стали обсуждать его. Я цитирую эти высказывания: «Богомолов не владеет мизансценой», «Ему нужно учиться режиссуре, ему предстоит этот нелегкий путь» и так люблю их перечитывать. Когда у людей не хватает юмора, иронии и свободы воспринять небрежность как что-то организованное, как эстетику, как проявление чего-то серьезного, ну да Бог с ними.

– У вас ведь на самом деле очень мрачные тексты… 

– Я на своей свадьбе в катафалке ездил. Наоборот, это весело! Я скажу вам вещь, которую часто говорю после спектакля «Карамазовы»: я не боюсь темноты и  никогда в детстве ее не боялся. У меня не возникает ощущения, что из темного пространства что-то на меня кинется. Я вообще не боюсь мира. Это для вас мрачно, а я работаю с этим и могу по этому поводу шутить. Я знаю, что такое хорошо, а что плохо. Я не боюсь заходить на другие территории, потому что для меня это никогда не смешается. Свет в конце тоннеля у меня внутри. Если я прихожу на спектакль узнать, что такое хорошо, а что плохо, то проблемы у меня. Мне этого понимания не дали мама с папой, гены и прочее. Я прихожу на спектакль о Муму не для того, чтобы узнать, что топить собак это плохо. Кому-то важно найти это подтверждение через книгу, а мне – нет. И когда я в своих спектаклях смешиваю Целана (немецкоязычный поэт Пауль Целан – Авт.) и Илью Резника, у меня в голове это расставлено по полочкам, и оно не смешается. Я очень верю, что ко мне в зал приходят люди, у которых это тоже не смешивается. А если это произошло, то им надо не ко мне, а почитать Целана – много и часто, ежедневно, а уж потом послушать и почитать Илью Резника. Затем снова же прийти на спектакль и увидеть, что они никак не смешались.

А что касается смерти, то это часть жизни, ну и что?  Да, я вырабатываю какие-то свои страхи, и, наверное, ваши. И если я помогаю вам с чем-то справиться, может быть, это тоже неплохо.

– Вы как-то сказали, что к вам приходит подготовленный зритель. Но ведь не все настолько начитанны… 

– Настройка на какие-то вещи может быть природной и естественной, а может и не произойти в результате бесконечной начитанности. Многое зависит от эмоциональности, собственного восприятия. Это все очень индивидуальные настройки. Если я совпадаю с существенным количеством людей в том, даже в том радикальном, что я делаю, то это здорово. Не совпадаю – значит, что-то разладилось, возможно, я отстал, или, наоборот, убежал вперед. Это нерационализируемые вещи. Единственная рациональная вещь для меня – это постоянно нарушать ожидание. Зона нарушения ожидания и нежелание того, чтобы меня определили, схватили, как-то назвали и отнесли в определенную категорию, – определяющие для меня вещи. И я готов бороться за это до бесконечности. Я готов вырваться из любых даже цепких объятий… Чтобы попасть в другие. Так, собственно и происходит.

Моя мечта – чтобы зал реагировал на мои спектакли. Я очень люблю, когда с постановки уходят люди, которые не могут понять, понравилось ли им увиденное или нет. Или даже возмущены, но потом мне или кому-то звонят и говорят: «Ты знаешь, я думаю про спектакль. Мне было тяжело, плохо, но я думаю про него». Вот это для меня самая крутая реакция. Потому что тогда я сталкиваюсь с человеком, который не говорит: «Вау, как это прекрасно», а у которого поселилась мысль, и он ее обдумывает. И сам я люблю не только получить удовольствие, хотя бывает и это, не мыслить категориями нравится – не нравится, а запускать какой-то мыслительный процесс.

Для меня главное думаю ли я потом про это, даже если мне это не нравится. А бывает и такое, что мне ужасно что-то не по душе, но я продолжаю размышлять об этом. И это были мои самые сильные художественные впечатления. Потому что они остались во мне, и я помнил каждую секунду этого зрелища. Хотя оно мне активно не нравилось, когда я его воспринимал. А бывали вещи, которые мне очень нравились, но я забывал о них на следующий же день.

– В вашей книге меня очень зацепил текст под названием «Предисловие» о мальчике Косте, ходившем в поэтическую студию – робком, стеснительном, не умевшем манипулировать людьми. А потом лирический герой отвез его далеко-далеко… Тот мальчик повзрослел и стал успешным Константином… Как вы все-таки избавились от того слишком стеснительного мальчика? 

– А я от него и не избавлялся. Какое-то время я жил в подвальном помещении, где половина окна была над землей, а половина – под землей. Определенный срок я не был дома. И однажды я прихожу, а там мертвый голубь. Я очень испугался и ушел, долго не приходил, боялся зайти туда. А когда пришел, голубя уже просто не было. Я не помог ему. Так бывает и с самим собой. И это может случиться не один раз на протяжении жизни. Смерть самого себя в определенные периоды тоже имеет место быть. И мы ее совсем не замечаем иногда. Это уход себя из своей жизни. А эти вещи происходят. В книге все написано.

– Над чем работает сейчас не писатель, а режиссер Богомолов? 

– Я сейчас много времени отдаю театру на Малой Бронной (Константин Богомолов является его художественным руководителем – Авт.). Активно привлекаю к сотрудничеству режиссеров – разные режиссеры, разные энергии. А я через некоторое время начну репетировать спектакль «Покровские ворота». Возможно, выпущу его в конце февраля или начале марта.

Ольга Храбрых

Фото Екатерины Завгородней

Ранее

234 некоммерческих организации получат гранты мэра Москвы для реализации своих программ

Далее

Соловьев считает, что российская оппозиция никогда не сможет объединиться

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru